Записки психолога » Адаптация» Рекомендации родителям

"Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"

При поступлении детский сад, временная разлука с привычной домашней обстановкой – неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто поступление в детский сад сопровождается страхом. Почему?

Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка, если мама исчезнет, пусть даже временно – уходит в магазин, на работу или в гости. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый (мама, бабушка, папа) исчезает ненадолго и быстро появляется. Сколько радости вызывает возвращение! Понимание, что мама или другие близкие могут то пропадать, то появляться, приходит к ребенку медленно и трудно. Чем раньше ребенок начинает посещать детское учреждение, тем легче он привыкает к его условиям. Достаточно вспомнить то время, когда матери отдавали детей в ясли до 1 – 1,5 года. По данным исследований психологов, наличие у детей нарушений эмоционального и интеллектуального развития приводит к тому, что они … намного легче адаптируются к детскому саду, поскольку эмоциональная привязанность к матери, как правило, тоже нарушена. Сейчас, в основном, дети начинают ходить в детский сад после 2 – 2,5 года, и у большинства из них уже возникают прочные семейные связи и стереотипы домашнего поведения.

Пока ребенок не посещал ДОУ, он был в родных стенах, домашнем уюте и тесном контакте с родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким, какой он есть, угадывали его желания, считали центром «семейной Вселенной». И когда он лишается привычного эмоционального комфорта, ему надо приспосабливаться к незнакомым стенам, людям и новым требованиям, иными словами, адаптироваться. Взрослые должны в полной мере осознать причину возникающих у ребенка трудностей – только тогда можно найти правильный подход и слова утешения.

До двух – трех лет ребенок полностью удовлетворяет свои потребности во взаимодействии с близкими, обретая при этом безопасность и уверенность. С приходом его в детский сад нарушаются привычные для него формы общения, построенные на участии, безусловной любви и заботе. Никто не спешит по его первому зову, не откликается мгновенно на его нужды и желания (это невозможно в условиях ДОУ). Ребенку трудно это понять, он ждет маму, а не чужого взрослого, ее заменяющего. Это уже не игры в прятки. Мама уходит надолго, оставляя его в незнакомом месте, - а вдруг навсегда?! Возникает острое, интенсивное ощущение страха. В этом состоянии сплетаются воедино страх одиночества, страх потери самого близкого человека – матери, страх лишения родительской любви, защиты и внимания.

Страх разлуки с мамой – яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка при поступлении в группу детского сада - в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал, представления о жизни в большом социуме только начинают складываться. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально – чувственном уровне. Также аффективно он реагирует на расставание с близкими. На третьем году жизни все еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.

Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Многие из них так же, как их малыши, испытывают трудности и нуждаются в поддержке. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери и сами могут создавать обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям и рекомендациям. Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально усиливают воздействие на него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.

Чтобы не провоцировать страхи, родители должны сохранять спокойствие, уравновешенность и доброжелательность в отношении с малышом, быть позитивно настроенным и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.

Причины возникновения страха разлуки

Почему может возникнуть страх разлуки?

Потому что дети:

- эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям, это возрастная особенность ребенка в младенческом и младшем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;

- различны по своему способу освоения нового жизненного пространства – одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;

- подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.

Потому что родители:

- вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места и места, где он может встретить других детей и взрослых;

- редко давали ребенку возможность играть со сверстниками в песочнице, на качелях в парке;

- не готовили ребенка к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада заранее;

- в первое дни оставляли ребенка в саду на слишком длительное время;

- выбирали неправильные слова утешения: «Вот поспишь – и я сразу приду», «Если будешь плакать, не приду за тобой», «Не бойся, ничего страшного в детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».

Потому что воспитатели:

- не всегда психологически подготовлены к работе с малышами в период адаптации;

- излишне требовательны к ребенку с первых дней его пребывания в детском саду и иногда стремятся слишком быстро установить контакт с ним;

- не умеют психологически правильно относиться к ребенку, испытывающему страх разлуки с мамой;

- увлекаются коллективными методами воспитания, забывая об индивидуальности ребенка.

Какие дети подвержены страху отрыва от матери ?

Острый страх разлуки с близкими у детей, как правило, свидетельствует о повышенном риске невротизации, слабости нервной системы, склонности ребенка к высокой тревожности. Иногда такой страх говорит о просчетах в родительском воспитании, которое либо строилось по типу «кумир семьи», когда ребенок подчиняет себе взрослых, либо отличалось гиперопекой – и то и другое провоцирует острую психологическую зависимость от близких, прежде всего от матери.

Более всего подвержены страху отрыва от матери дети:

- с повышенной эмоциональной чувствительностью от мамы;

- эмоционально – чувствительные и впечатлительные – они ярко, образно запоминают те или иные события жизни;

- имеющие уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;

- подвержены другим сильным страхам – бояться животных, сказочных персонажей, темноты, воды или высоты, имеют страхи, несвойственные их возрасту;

- пережившие психотравмирующие ситуации (пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п.)

- соматически ослабленные.

Советы родителям

Что делать, чтобы не возник страх разлуки:

  1. Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости и на детские праздники в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых площадках.
  2. Наблюдайте за ребенком – как он ведет себя в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!» Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.
  3. До первого дня прихода в группу побывайте на площадке детского сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателями, при этом комментируйте все, что видите и слышите; чаще посещайте групповую площадку в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно играть в этом месте.
  4. При знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как привык ребенок дома есть, засыпать, проводить время.
  5. В первые дни посещения не оставляйте ребенка сразу надолго в детском саду, а ограничьтесь парой часов. В последующие две недели не оставляйте ребенка на полный день – это для него тяжело.
  6. Научитесь мягко, но коротко расставаться с ребенком. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребенка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить его внимание на что–то интересное.

Что делать, если страх разлуки все же возник:

  1. Разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
  2. Не вините, не ругайте и наказывайте ребенка за его страхи.
  3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
  4. Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать при помощи игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду.
  5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка – упал, обидели дети, подрался, опрокинул горшок или посуду, ударился и т.п.
  6. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
  7. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку – она станет оберегом (вы ее об этом попросите), или «мамину» вещь, например, пахнущий мамиными духами платочек.
  8. Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: адаптация, Расставание
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar