Записки психолога » Адаптация» Рекомендации воспитателям

"Взаимодействие с ребенком в период адаптации"

1. Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка, его бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

2. Установлено, что в психологически напряженной стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Плачущий двух – трехлетний малыш засовывает пальцы в рот: он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить: выпив воды, он успокаивается. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. В адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит отучать от соски: сосательные движения отвлекают его от переживаний.

3. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детали крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду – это можно предусмотреть. В конец концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает.

4. Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Ф.Шуберта, «Пятый ноктюрн» Ф. Шопена, «Утро» Э. Грига и т. п. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным (примерно 10-12 минут). Детям третьего года жизни предлагается рисование во время слушания музыки. При этом отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л.Бетховена, Лебедя» К. Сен Санса, «Утро» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грезы» П.Чайковского, а также произведений В.А.Моцарта и М Равеля.

Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы: от темных тонов малыши постепенно переходят к цветам более светлым, ярким. Это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных. Специально подобранная музыка в момент рисования как бы «просветляет» психоэмоциональное состояние детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную деятельность.

5. Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносят игрушки – забавы, демонстрируются веселые, доступные возрастному пониманию ситуации, приглашаются необычные гости - зайчики, клоуны, лисички… В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.

6. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его! Необходимо принять ребенка таким, каков он есть,не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома и т.д.

7. И еще одно непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.

 

| Добавил: marisolca | Теги: адаптация, рекомендации
Просмотров: 307 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar