Записки психолога » Доступная среда» Особый ребенок

"Ранний детский аутизм (РДА)"

Особенности детей с РДА

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен ещё в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».

И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития раннего детского аутизма (далее — РДА). Наиболее распространены следующие:

  • генетическая обусловленность;
  • органическое поражение мозга;
  • нарушение общения матери с ребёнком, её отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.

Такое разнообразие мнений учёных тормозит решение вопросов своевременной диагностики и дальнейшей коррекции РДА.

Тем не менее, достаточно хорошо в специальной литературе описана симптоматика РДА. К типичным проявлениям детского аутизма относят:

  • постоянный уход ребёнка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
  • необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
  • отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
  • стереотипизация действий;
  • патологическое фантазирование;
  • манипулирование руками;
  • погруженность в мир собственных переживаний;
  • эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами ( переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник и т. д.).

Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются её особенности:

  • нарушения модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное — неадекватная смыслу речи;
  • своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
  • содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
  • отсутствие местоимения «Я», т. е. О себе ребёнок говорит во втором и третьем лице;
  • речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенно установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.

В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О.С. Никольской. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА (табл 1)

Дети, относящиеся к 1-й и 2-й группе, к контакту не способны, они закрыты для продуктивного взаимодействия.

Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами.

По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков.

В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.

 

Классификация групп раннего детского аутизма

(по Никольской О.Сю, Баенской Е.Р., Либлинг М.М.)

Группа

Характерные проявления

1

  • Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабая;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение, например, бесцельное перемещение по комнате;
  • активная речь может быть сохранена;
  • избегание сильных стимулов вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновения и т. д.);

Наиболее глубокая форма аутизма

2

  • Присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чрезмерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием и т. д.;
  • ритуализация повседневной жизни

3

  • Наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас «книжного» характера;
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений

4

  • Способность к общению и интеллектуальные функции сохранены;
  • чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков

 

 

Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симптомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста.

 

Диагностика РДА

Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА — одно из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходимо помнить, что «аутизм» - это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых — дифференцировать РДА от других нарушений развития (например, олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.).

Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития ребёнка. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

  1. Младенчество:
  • полярность реакций на сенсорные стимулы (с одной стороны, двигательное возбуждение, с другой — полная индифферентность к ним);
  • легкость возникновения реакции испуга и страха на привычные раздражители;
  • невыраженность «комплекса оживления» по отношению к близким взрослым и его проявление по отношению к неодушевленным предметам;
  • нарастание эмоциональной холодности, проявляющееся в отсутствии желания тактильного контакта;
  • отсутствие интереса к новым игрушкам;
  • вялость, пассивность;
  • стереотипные движения рук, пальцев;
  • раннее появление первых слов (к 7-8 месяцам).

2. Раннее детство:

  • преобладание интереса к манипулированию предметами (в отличие от нормально развивающихся детей, у которых в этот период начинает развиваться интерес к функциональным свойствам предметов);
  • появление негативных реакций на новизну;
  • наличие многоречивости наедине с собой и отсутствие речи по отношению к кому-либо;

называние себя местоимениями «ты» или «она/он», а других - «я».

3. Дошкольное детство:

  • наличие «странных» интересов (к номерам телефонов, дорожным знакам и т. д.);
  • появление неадекватных страхов по отношению к обычным предметам (лестницам, меху, цветам и т. д.);
  • наличие речевых штампов, своеобразных акцентов, ударений и т. д.;
  • фантазирование, полностью поглощающее жизнь ребёнка, часто агрессивного характера;
  • безразличие к оценкам взрослых, отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • отсутствие интереса к жизни взрослых, потребности участвовать в жизни семьи;
  • наличие чрезмерной жестокости к близким и маленьким детям.

Психологическая помощь детям с РДА

Одна из главных задач психолога — помочь ребёнку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.

В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребёнка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком- аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

  • если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
  • необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;
  • убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;;
  • насколько это возможно, звукоизолировать комнату;
  • избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
  • интонация голоса должна быть тихой, речь — спокойной;
  • не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Залог успеха в работе с аутичными детьми — гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.

Анализ поведения ребенка в поведневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо оприаться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравится манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше — и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие страхов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т. д. Аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них необходимо опираться в работе. Такой прием предлагают Е.К. Лютова и Г.Б. Монина. Для развития ориентировки в своем теле эти авторы предлагают развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.

Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.

Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.

Рекомендации родителям

Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого — объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача — создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Важно придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение страхов. Особенно это касается гигиенических процедур, поэтому необходимо стараться избегать неприятных ощущений. Главное — последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом.

Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды.

Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т. д.

Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами.

В общем виде рекомендации родителям аутичного ребенка могут носить следующий характер:

  1. Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.
  2. Поддерживать эмоционально теплые отношения.
  3. При обучении ребенка использовать схемы и модели.
  4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом дискомфорте.
  5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
  6. Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития.
  7. Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.
  8. Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозированно.
  9. В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
  10. Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.

Последнее — одно из важнейших условий, так как принятие — это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.

 

Литература

  • Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на -Дону, 2000.
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1997.
  • Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, 2012.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  • Справочник педагога-психолога 07.2014 год
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  • Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992. Аутичный ребенок: пути  помощи., 1997
| Добавил: marisolca | Теги: РДА, аутизм
Просмотров: 358 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar