Записки психолога » Доступная среда» Особый ребенок |
Особенности детей с РДА До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен ещё в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения». И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития раннего детского аутизма (далее — РДА). Наиболее распространены следующие:
Такое разнообразие мнений учёных тормозит решение вопросов своевременной диагностики и дальнейшей коррекции РДА. Тем не менее, достаточно хорошо в специальной литературе описана симптоматика РДА. К типичным проявлениям детского аутизма относят:
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами ( переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник и т. д.). Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются её особенности:
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенно установленную последовательность, принимающую форму ритуалов. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О.С. Никольской. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА (табл 1) Дети, относящиеся к 1-й и 2-й группе, к контакту не способны, они закрыты для продуктивного взаимодействия. Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков. В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.
Классификация групп раннего детского аутизма(по Никольской О.Сю, Баенской Е.Р., Либлинг М.М.)
Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симптомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста.
Диагностика РДАСвоевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА — одно из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходимо помнить, что «аутизм» - это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых — дифференцировать РДА от других нарушений развития (например, олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.). Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития ребёнка. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:
2. Раннее детство:
называние себя местоимениями «ты» или «она/он», а других - «я». 3. Дошкольное детство:
Психологическая помощь детям с РДА Одна из главных задач психолога — помочь ребёнку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка. В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребёнка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком- аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:
Залог успеха в работе с аутичными детьми — гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему. Анализ поведения ребенка в поведневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо оприаться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравится манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше — и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие страхов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т. д. Аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них необходимо опираться в работе. Такой прием предлагают Е.К. Лютова и Г.Б. Монина. Для развития ориентировки в своем теле эти авторы предлагают развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри. Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата. Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой. Рекомендации родителям Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого — объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача — создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Важно придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение страхов. Особенно это касается гигиенических процедур, поэтому необходимо стараться избегать неприятных ощущений. Главное — последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом. Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды. Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т. д. Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами. В общем виде рекомендации родителям аутичного ребенка могут носить следующий характер:
Последнее — одно из важнейших условий, так как принятие — это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Литература
| |||||||||||
Просмотров: 358 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |