Записки психолога » Мои разработки» Программы |
Пояснительная записка к профилактической психолого-педагогической программе для дошкольников с ведущей левой рукой «Если ребенок ЛЕВША»
1 Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена Учить ребенка с ведущей левой рукой правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, карандаш и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительной к школе группе. У детей подготовительной к школе группы еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движения пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путается в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. К семи годам уже 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. С леворукими детьми необходимо отрабатывать дифференциацию правых и левых частей тела, формировать у них ориентировку в окружающем пространстве. Трудности в письме у детей с ведущей левой рукой связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности, поэтому в подготовительный период очень важно использовать упражнения, которые постепенно будут готовить руку ребенка к письму. 2 Участники программы
Программа рассчитана на четыре месяца. Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор цели и задач программы.
3 Цели и задачи программы Основная цель: профилактика трудностей в обучении и социализации воспитанников. Задачи: 1. Обучение детей правилам посадки при письме, положения рук, положения кисти руки, положения тетради; приемам держания карандаша. 2. Укрепление и развитие моторики левой руки. 3. Развитие координации движений. 4. Выработка у ребёнка хорошего почерка. 5. Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв (зеркальное изображение, редко встречающиеся буквы, буквы у которых верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой). 6. Предупреждение ошибок зрительного характера. 7. Подготовка руки к траектории движений и ориентации в строке и на листе бумаге. 8. Отработка дифференциации правых и левых частей тела. 9. Формирование ориентировки в окружающем пространстве. 10. Формирование адекватной самооценки дошкольников с ведущей левой рукой. 4 Научные, методологические и методические основания программы Теоретико-методологическую основу составляют современные научные представления о ведущей роли в становлении человека процессов развития психической и физической сферы (Ананьев Б.Г., Запорожец А.В., Рубинштейн С.Л., Витизей Н.Н., Бальсевич В.К.), развития личности в онтогенезе (Выготский Л.С.), учения о межполушарных отношений и проблема индивидуальных различий (Лурия А.Р., Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Москвин В.А.), а также научные положения теорий: культуры (Маркарян Э.С.), оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Платонов В.Н.), физического воспитания детей дошкольного возраста (Глазырина Л.Д., Чернышенко Ю.К.)
5 Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач По различным данным, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10% (Шульгина В.П., 2001; Сиротюк А.Д., 2003; Безруких М.М., 2007). Вместе с тем ученые и практические работники тождественны во мнении о недостаточности фактологической базы, характеризующей специфические особенности физического, психического и интеллектуального развития детей с различным профилем асимметрии к началу обучения в школе. Следствием сложившейся ситуации является ограниченное количество специальных программ обучения и воспитания леворуких детей в ДОУ, что, несомненно, является сдерживающим фактором, для их успешной самореализации, а в конечном итоге, и социализации
6 Структура и содержание программы Структура программы: Занятия интегрированы, в них включены упражнения на развитие и укрепление моторики левой руки, ориентировки на плоскости и пространстве, дифференциации правых и левых частей тела и др. Это обеспечивает комплексный подход в профилактике трудностей в обучении и социализации воспитанников, а также дает возможность развить и закрепить новые навыки и способности, и использовать их в дальнейшей работе. Представлена система заданий, для реализации которых используются следующие психолого-педагогические приемы:
Содержание программы профилактической работы определяют следующие принципы:
7 Описание используемых методик, технологий, инструментария Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
Указанная структура может быть использована, а при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. Технологии:
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний. Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе: Методы работы:
Психотехники, игры, упражнения используемые в программе:
8 Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога. 10 Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) Сферы ответственности: соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности. Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанников. Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д. Требования к родителям, воспитателям групп - обеспечить посещение детьми профилактических занятий согласно расписанию. Обязанности всех специалистов сопровождения регламентированы должностными инструкциями, разработанными на основе квалификационной характеристики должностей работников образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. №593 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636. Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога. Участники несут ответственность за: - соблюдение правил групповой работы; - свое поведение. Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции. Он несет персональную ответственность за: - жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; - адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций; - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка. Педагог - психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим. В ходе занятий педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих профилактические занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
11 Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы Специалисты, реализующие программу, должны: 1. Иметь опыт работы в дошкольных группах. 2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается). 3. Помогать дошкольникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле. 4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме. 5. Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением детей .
12 Сроки и этапы реализации программы Программа рассчитана для детей с ведущей левой рукой старшего дошкольного возраста на 4 месяца с регулярностью занятий 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 - 30 минут. Для проведения занятий используются тетради в клетку, раздаточный материал, простые и цветные карандаши. Этапы программы: 1. Подготовительный этап - диагностический Определение ведущей руки. 2. Основной этап Проведение профилактической работы. 3. Заключительный этап Закрепление навыков правильного письма.
13 Ожидаемые результаты реализации программы
14 Система организации внутреннего контроля за реализацией программы Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у дошкольников в ходе всего курса профилактических занятий. Родители также следят за изменением в познавательном, личностном развитии, поведении, самооценки у детей.
15 Критерии оценки достижения планируемых результатов Качественные:
Количественные: программой не предусмотрены
16 Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения Данная программа прошла апробацию на базе МБДОУ Д/С 14, с 12.01.2014г. по 20.05.2014г. зарекомендовав себя как качественный методический продукт, обеспечивающий развитие личности и индивидуальности детей с ведущей левой рукой и формирования их нравственных и моральных качеств. Количество участников практической апробации по реализации программы составило 10 детей из подготовительных групп № 3, 4, 11. Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы Организационное обеспечение кабинета педагога-психолога предполагает подготовку его оборудования в соответствии с требованиями к материально-технической оснащённости по СанПиНу. Размер помещения позволяет поставить столы, стулья и проводить упражнения на двигательную активность, то есть допускать быструю перестановку мебели. Стулья передвигаются свободно, и их достаточное количество. Столы используются для размещения изобразительных, раздаточных материалов, технических средств. Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижает внимание и повышает утомляемость. Изобразительные материалы. Простые карандаши, наборы цветных карандашей для рисования, штриховки и т.д. Бумага для рисования разных форматов, рабочие тетради в клетку. Ножницы и цветная бумага. Технические средства. Акустическая система для музыкального сопровождения. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: Детский сад выписывает журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ», материал которого используется в реализации программы.
| |
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |