Записки психолога » Мои разработки» Программы

"Если ребенок ЛЕВША"

Пояснительная записка

к профилактической психолого-педагогической программе

для дошкольников с ведущей левой рукой

«Если ребенок ЛЕВША»

 

1 Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена

Учить ребенка с ведущей левой рукой правильно сидеть при письме, правильно держать ручку, карандаш и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительной к школе группе.

У детей подготовительной к школе группы еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движения пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путается в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

К семи годам уже 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. С леворукими детьми необходимо отрабатывать дифференциацию правых и левых частей тела, формировать у них ориентировку в окружающем пространстве. Трудности в письме у детей с ведущей левой рукой связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности, поэтому в подготовительный период очень важно использовать упражнения, которые постепенно будут готовить руку ребенка к письму.

2 Участники программы

  • Дети с ведущей левой рукой подготовительных к школе групп;
  • педагог-психолог;
  • воспитатели подготовительных к школе групп;
  • родители (законные представители) воспитанников.

Программа рассчитана на четыре месяца.

Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор цели и задач программы.

 

3 Цели и задачи программы

Основная цель: профилактика трудностей в обучении и социализации воспитанников.

Задачи:

1. Обучение детей правилам посадки при письме, положения рук, положения кисти руки, положения тетради; приемам держания карандаша.

2. Укрепление и развитие моторики левой руки.

3. Развитие координации движений.

4. Выработка у ребёнка хорошего почерка.

5. Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв (зеркальное изображение, редко встречающиеся буквы, буквы у которых верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой).

6. Предупреждение ошибок зрительного характера.

7. Подготовка руки к траектории движений и ориентации в строке и на листе бумаге.

8. Отработка дифференциации правых и левых частей тела.

9. Формирование ориентировки в окружающем пространстве.

10. Формирование адекватной самооценки дошкольников с ведущей левой рукой.

4 Научные, методологические и методические основания программы

Теоретико-методологическую основу составляют современные научные представления о ведущей роли в становлении человека процессов развития психической и физической сферы (Ананьев Б.Г., Запорожец А.В., Рубинштейн С.Л., Витизей Н.Н., Бальсевич В.К.), развития личности в онтогенезе (Выготский Л.С.), учения о межполушарных отношений и проблема индивидуальных различий (Лурия А.Р., Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Москвин В.А.), а также научные положения теорий: культуры (Маркарян Э.С.), оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Платонов В.Н.), физического воспитания детей дошкольного возраста (Глазырина Л.Д., Чернышенко Ю.К.)

 

5 Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач

По различным данным, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10% (Шульгина В.П., 2001; Сиротюк А.Д., 2003; Безруких М.М., 2007). Вместе с тем ученые и практические работники тождественны во мнении о недостаточности фактологической базы, характеризующей специфические особенности физического, психического и интеллектуального развития детей с различным профилем асимметрии к началу обучения в школе. Следствием сложившейся ситуации является ограниченное количество специальных программ обучения и воспитания леворуких детей в ДОУ, что, несомненно, является сдерживающим фактором, для их успешной самореализации, а в конечном итоге, и социализации

 

6 Структура и содержание программы

Структура программы:

Занятия интегрированы, в них включены упражнения на развитие и укрепление моторики левой руки, ориентировки на плоскости и пространстве, дифференциации правых и левых частей тела и др. Это обеспечивает комплексный подход в профилактике трудностей в обучении и социализации воспитанников, а также дает возможность развить и закрепить новые навыки и способности, и использовать их в дальнейшей работе.

Представлена система заданий, для реализации которых используются следующие психолого-педагогические приемы:

  • Включение в содержание заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд (приветствие).
  • Включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес.
  • Разнообразие видов деятельности, выполняемых ребенком на занятии.
  • Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.
  • Учет индивидуального темпа деятельности учеников.
  • Групповая форма работы на занятиях.
  • Максимальная реализация возрастных возможностей и резервов дошкольников с опорой на зону ближайшего развития.

Содержание программы профилактической работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, профилактики и развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о включении ребенка в группу развития.

7 Описание используемых методик, технологий, инструментария

Структура занятий.

Занятие включает в себя следующие компоненты:

  • Организационный момент: используются ритуалы приветствия, разминочные задания.
  • Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление. Если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
  • Подведение итогов. Рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).
  • Ритуал прощания.

Указанная структура может быть использована, а при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Технологии:

  • технология игрового обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • элементы технологии развивающего обучения (Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов);
  • личностно-ориентированное обучение (Ш.А.Амонашвили);

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний.

Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе:

Методы работы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Исследовательские;
  • Репродуктивные.

Психотехники, игры, упражнения используемые в программе:

  1. традиционные обучающие приемы;
  2. ритуалы знакомства; представления, прощания;
  3. приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
  4. психотехники самооценки и взаимооценки;
  5. упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
  6. экспрессивные техники (приемы самовыражения);
  7. развивающе - тренировочные упражнения;
  8. иллюстрационно - демонстрационные задания;
  9. игровые ситуации;
  10. динамические паузы, пальчиковая гимнастика;
  11. кинезиологическая гимнастика

 

8 Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога.

10 Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)

Сферы ответственности: соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности. Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанников. Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д. Требования к родителям, воспитателям групп - обеспечить посещение детьми профилактических занятий согласно расписанию. Обязанности всех специалистов сопровождения регламентированы должностными инструкциями, разработанными на основе квалификационной характеристики должностей работников образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. №593 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636.

Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога.

Участники несут ответственность за:

- соблюдение правил групповой работы;

- свое поведение.

Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.

Он несет персональную ответственность за:

- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка.

Педагог - психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим.

В ходе занятий педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих профилактические занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.

 

11 Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы

Специалисты, реализующие программу, должны:

1. Иметь опыт работы в дошкольных группах.

2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается).

3. Помогать дошкольникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.

4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

5. Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением детей .

 

12 Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана для детей с ведущей левой рукой старшего дошкольного возраста на 4 месяца с регулярностью занятий 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 - 30 минут. Для проведения занятий используются тетради в клетку, раздаточный материал, простые и цветные карандаши.

Этапы программы:

1. Подготовительный этап - диагностический

Определение ведущей руки.

2. Основной этап

Проведение профилактической работы.

3. Заключительный этап

Закрепление навыков правильного письма.

 

13 Ожидаемые результаты реализации программы

  • Усвоение детьми правил посадки при письме, положение кисти руки, положение тетради; приемов держания карандаша.
  • Повышение самооценки детей, удовлетворенности своими достижениями в различных видах деятельности.

14 Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у дошкольников в ходе всего курса профилактических занятий.

Родители также следят за изменением в познавательном, личностном развитии, поведении, самооценки у детей.

 

15 Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

  • повышение уровня эмоциональной устойчивости, самооценки
  • формирование и развитие познавательных процессов
  • умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (право, лево)
  • знание правил посадки при письме
  • знание приемов держания карандаша и положения тетради

Количественные: программой не предусмотрены

 

16 Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Данная программа прошла апробацию на базе МБДОУ Д/С 14, с 12.01.2014г. по 20.05.2014г. зарекомендовав себя как качественный методический продукт, обеспечивающий развитие личности и индивидуальности детей с ведущей левой рукой и формирования их нравственных и моральных качеств. Количество участников практической апробации по реализации программы составило 10 детей из подготовительных групп № 3, 4, 11.

Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер.- СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.
  4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В.Доценко.- Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
  6. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.: Речь, 2014.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы

Организационное обеспечение кабинета педагога-психолога предполагает подготовку его оборудования в соответствии с требованиями к материально-технической оснащённости по СанПиНу.

Размер помещения позволяет поставить столы, стулья и проводить упражнения на двигательную активность, то есть допускать быструю перестановку мебели. Стулья передвигаются свободно, и их достаточное количество. Столы используются для размещения изобразительных, раздаточных материалов, технических средств.

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижает внимание и повышает утомляемость.

Изобразительные материалы.

Простые карандаши, наборы цветных карандашей для рисования, штриховки и т.д.

Бумага для рисования разных форматов, рабочие тетради в клетку.

Ножницы и цветная бумага.

Технические средства.

Акустическая система для музыкального сопровождения. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов.

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

Детский сад выписывает журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ», материал которого используется в реализации программы.

 

 

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: Программа, левша
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar