Записки психолога » Мои разработки» Программы |
Пояснительная записка к развивающей психолого-педагогической программе развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста «Школа фантазеров» 1 Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта очень важно научить ребёнка с первых лет его жизни мыслить творчески, нестандартно. По словам американского психолога К. Роджерса, «маленькие дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки… Они учатся в процессе». Одаренные дети – будущее страны, ее престиж на мировой арене. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Свою миссию мы видим именно в создании условий, где каждый ребёнок будет успешным. Творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется уже в раннем возрасте. И чем одареннее ребенок - тем выше его творческий потенциал. Под творческой одаренностью дошкольников часто понимают успехи в художественном творчестве, а о творческом потенциале судят по рисункам, поделкам – и только. Игровая деятельность и ее продукты часто остаются за кадром: «Играет что – то сам по себе», «Что – то все выдумывает, выдумывает». Однако, исследователи одаренности считают, что с большим вниманием необходимо относиться к самим проявления познавательной потребности – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется практически с рождения (поисковая активность, слежение за предметами, рассматривание и др.) и в которой важна роль значимого для ребенка взрослого как организатора исследовательского поля. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Кроме занятий по программе, для ребят творческих должны работать в детском саду танцевальный кружок, вокальная группа, изостудия. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования, администрацией и обязательно с родителями детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Программа предназначена для психологов, педагогов дополнительного образования. 2 Участники программы
Программа рассчитана на четыре месяца. Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор цели и задач программы. 3 Цели и задачи программы Основная цель: развитие творческой одарённости детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
4 Научные, методологические и методические основания программы В течение 1990-х годов одаренность стала рассматриваться как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям, свойство личности. Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Веракса Н.Е., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Монкс Ф., Панов В.И., Попова Л.В., Рензулли Дж., Торранс Э.П., Фельдхусен Дж., Хеллер К., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С., Яковлева Е.Л. и др.). Наиболее популярные концепции одаренности созданные в рамках этого подхода принадлежат: Дж. Рензулли, российским ученым, разработавшим «Рабочую концепцию одаренности». 5 Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач В условиях реформирования образования на современном этапе государством уделяется огромное внимание созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей. Очевидной необходимостью культурно-исторического момента является создание системы работы по выявлению и развитию одарённости детей – дошкольников. Нормативно-правовой базой деятельности по выявлению и развитию одарённых детей являются документы: Федеральный государственный образовательный стандарт, пакет документов, разработанных в 2005-2010 годах «Рабочая концепция одарённости», подпрограмма «Одарённые дети» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы по выявлению и развитию одарённости – это условие эффективности работы образовательного учреждения в этом направлении. 6 Структура и содержание программы Структура программы: I блок - подготовительный «Научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по выявлению и развитию творчески одарённых детей». Выявление и развитие способностей детей требуют от педагогических работников специальных психолого-педагогических знаний и умений. С целью систематизации знаний педагогических работников о способах выявления детской одарённости, совершенствования умения осуществлять эту деятельность организуется работа с педагогами в формате индивидуальной консультации, организованной психологом. Задачи:
Педагогические работники будут знать:
Педагогические работники будут уметь:
II блок – основной «Реализация программы». Основной этап программы раскрывает содержание деятельности педагогического работника с детьми в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности. Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. В соответствии с ФГОС, работа с детьми реализуется в формате индивидуальной траектории личностного развития ребёнка в целом, и развития его способностей, в частности. В структуру занятий включены мультимедийные презентации. Много заданий для рисования обеими руками одновременно, они способствуют гармонизации обоих полушарий головного мозга, что является необходимым условием для формирования творческих способностей ребенка Основной этап предполагает реализацию работы по развитию творческой одаренности. Форма организации: 16 занятий по 30 минут. Задачи: развитие творческой активности, креативности, творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков. Содержание программы профилактической работы определяют следующие принципы:
7 Описание используемых методик, технологий, инструментария Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
Указанная структура может быть использована, а при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. Методы и формы:
Рекомендуемые диагностические методики:
Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе: Методы работы:
Психотехники, игры, упражнения используемые в программе:
8 Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога. 9 Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы Гарантия прав участников программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии. Правила работы группы: - Общение по принципу «Здесь и теперь». - Активность. - Откровенность и искренность. - Правило «Я». - Уважение к говорящему. - Контроль поведения. - Ответственность. - Соблюдение конфиденциальности.
Основные принципы сопровождения, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы:
10 Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) Соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности. Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанников. Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д. Требования к родителям, воспитателям групп - обеспечить посещение детьми развивающих занятий согласно расписанию. Обязанности всех специалистов сопровождения регламентированы должностными инструкциями, разработанными на основе квалификационной характеристики должностей работников образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога. Участники несут ответственность за: - соблюдение правил групповой работы; - свое поведение. Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции. Он несет персональную ответственность за: - жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; - адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций; - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка. Педагог - психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим. В ходе занятий педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих профилактические занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами. 11 Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы Специалисты, реализующие программу, должны: 1. Иметь опыт работы в дошкольных группах. 2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается). 3. Помогать дошкольникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле. 4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме. 5. Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением детей . 12 Сроки и этапы реализации программы Программа для творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста рассчитана на 4 месяца с регулярностью занятий 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Для проведения занятий используются бланки с заданиями, простые и цветные карандаши. Этапы программы: 1. Подготовительный этап – диагностический. Определение вида детской одаренности. 2. Основной этап. Проведение развивающей работы. 3. Заключительный этап.
13 Ожидаемые результаты реализации программы У воспитанников будут сформированы такие творческие способности, как:
14 Система организации внутреннего контроля за реализацией программы Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у дошкольников в ходе всего курса развивающих занятий. Родители также следят за изменением в творческом, личностном развитии, поведении, самооценки у детей. 15 Критерии оценки достижения планируемых результатов Для определения результативности программы используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов: Качественные показатели:
Количественные показатели программой не предусмотрены
16 Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения Данная программа прошла апробацию на базе МБДОУ Д/С 14, с 01.09.2014г. по 30.12.2014г. зарекомендовав себя как качественный методический продукт, обеспечивающий развитие личности и индивидуальности творчески одаренных детей и формирования их нравственных и моральных качеств. Количество участников практической апробации по реализации программы составило 10 детей из подготовительной к школе группы № 5. Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы 1) помещение:
2) оборудование и материалы:
3) информационные ресурсы:
4) изобразительные материалы: - простые карандаши, наборы цветных карандашей для рисования, штриховки и т.д. - бумага для рисования разных форматов, бланки с заданиями.
| |
Просмотров: 378 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |