Записки психолога » Мои разработки» Программы

"Умники и умницы"

Пояснительная записка

1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена:

Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и «уязвимым». В жизни ребенка происходит много изменений: появляется новый социальный статус, возрастают предъявляемые к нему требования, увеличивается нагрузка, изменяется режим дня и т.д.

К сожалению, далеко не каждый ребенок легко переносит данные преобразования. Ежегодно результаты изучения адаптации выпускников детского сада в первом классе выявляют ребят, имеющих ту или иную степень дезадаптации.

Причины дезадаптации у каждого индивидуальны: это и ослабленный организм, и личностная незрелость, непонимание родителями тех процессов, которые происходят с ребенком, отсутствие поддержки, интеллектуальный показатель, недостаточно сформированная саморегуляция, высокий уровень тревожности и т.д.

Программа «Умники и умницы» предполагает гармонизацию личностной структуры старшего дошкольника за счет работы с мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферой.

Программа «Умники и умницы» условно состоит из четырех блоков.

В структуру занятий первого блока включена определенная история о школе, в которой рассказывается о школьной атрибутике, правилах поведения, ответственности, дружбе и многом другом. Опыт показывает, что данный метод является достаточно продуктивным, поскольку одной из возрастных особенностей дошкольного возраста является интерес к сказкам, необычным историям. С их помощью не только расширяется представление детей о будущей жизни, но и происходит коррекция тех или иных недостатков (несамостоятельность, безответственность, эгоизм…), дети приходят к пониманию того, что, чтобы добиться хороших результатов, необходимо работать над собой, развивать свои способности.

В занятиях второго блока программы акцент делается на развитие предпосылок к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, общую и мелкую моторику.

Задания третьего блока направленны на развитие логического мышления; закрепление знаний об окружающем мире; на подготовку к овладению навыком письма.

Задания четвертого, заключительная блока, помогут детям научиться внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого, так как в структуру каждого занятия включены графические диктанты.

Помимо этого каждое занятие программы содержит ряд заданий, направленных на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение…), являющихся неким фундаментом для усвоения знаний.

В программу включены упражнения на развитие навыков саморегуляции, в процессе которых дети учатся управлять своим поведением, снимается излишнее напряжение.

Способность легко и быстро адаптироваться к новым условиям в значительной степени зависит от умения общаться. Поэтому структура программы предполагает общие круги перед основной частью и в конце занятия, где ребята высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, обсуждают результаты заданий, выполняют различные упражнения, направленные на взаимодействие.

Одна из особенностей программы заключается в том, что на каждом занятии присутствует атрибут школы – колокольчик, который, как и в школе, звенит в начале и в конце занятия. На первом занятии происходит знакомство, и колокольчик находится у взрослого. Начиная со второго занятия, колокольчик переходит в руки детей, что вносит дополнительный интерес и повышает мотивацию.

2. Участники программы:

  • воспитанники подготовительных к школе групп ДОУ;
  • педагог-психолог;
  • воспитатели подготовительных к школе групп;
  • родители (законные представители) воспитанников.

Программа рассчитана на 1 год.

  1. Цели и задачи программы:

В целом программа «Умники и умницы» носит психопрофилактический характер и направлена на профилактику трудностей в обучении и социализации детей.

Задачи:

  1. Развитие предпосылок к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка.
  2. Расширение представлений дошкольников о внутреннем устройстве школы (правила поведения, школьные принадлежности и т.д.)
  3. Развитие основных психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь).
  4. Развитие коммуникативных навыков дошкольников, способствующих успешной социализации в детском коллективе.
  5. Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
  6. Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, правильно воспроизводить заданное направление линий;
  7. Развитие умения внимательно слушать и выполнять указания взрослого;
  8. Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков, навыка письма;
  9. Формирование внутренней позиции будущего первоклассника, эмоционально-положительного отношения к школе.

4. Научные, методологические и методические основания программы:

Теоретико-методологическую основу составили:

Теория культурно-исторического развития высших психических функций и положения о структуре дефекта Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник; труды представителей феноменологической парадигмы Э. Фромма, К.Роджерса; деятельностный подход А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач

Реализация данной программы направлена на достижение указанных целей и поставленных задач, развитие познавательных психических процессов и эмоциональной сферы воспитанников на основе системы развивающих занятий.

Таким образом, систематические занятия по данной программе создают благоприятные условия для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, сообразительности, моторики и формирования внутренней позиции будущего первоклассника, что повышает у воспитанников уровень развития качеств, необходимых для обучения.

6. Структура и содержание программы

Структура программы:

Программа построена блоками, но занятия интегрированы. Это обеспечивает комплексный подход в развитии познавательной сферы детей и дает возможность закрепить новые навыки и способности, формы поведения и, опираясь на них, использовать в дальнейшей работе.

Представлена система заданий по развитию познавательных способностей детей (внимание, память, мышление, восприятие). С этой целью используются следующие психолого-педагогические приемы:

  • Включение в содержание заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд (разгадывание загадок, расшифровка слов и изображений, раскрашивание, игровые ситуации, дорисовка изображений и т.д.).
  • Включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес.
  • Включение приемов арт-терапиии (сказкотерапия, изо-терапия).
  • Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на занятии.
  • Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.
  • Учет индивидуального темпа деятельности учеников.
  • Групповая форма работы на занятии.

Содержание программы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей, защищать законные права и интересы детей.

7. Описание используемых методик, технологий, инструментария

Разумеется, указанная структура может быть использована в оригинальном виде и при необходимости, изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Технологии:

  • технология игрового обучения;
  • технология интенсификации обучения на основе схем и знакомых моделей материала;
  • элементы технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконин - В.В.Давыдов);
  • элементы систем развивающего обучения (Л.В. Занков);
  • личностно-ориентированное обучение (Ш.А. Амонашвили);
  • здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей образовательной деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постоянно будут складываться система знаний.

Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе:

  1. традиционные обучающие приемы;
  2. ритуалы знакомства, представления, прощания;
  3. приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
  4. психотехники самооценки и взаимооценки;
  5. упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
  6. экспрессивные техники (приемы самовыражения);
  7. развивающе-тренировочные упражнения;
  8. сказкотерапевтические упражнения;
  9. иллюстрационно-демонстрационные задания;
  10. игры (дидактические, подвижные, ролевые, конструктивные).

8. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога.

9. Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы

Гарантия прав участников программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии.

Правила работы группы:

- Общение по принципу «Здесь и теперь».

- Активность.

- Откровенность и искренность.

- Правило «Я».

- Уважение к говорящему.

- Контроль поведения.

- Ответственность.

- Правило «Стоп».

- Соблюдение конфиденциальности.

Основные принципы сопровождения, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы:

  • Принцип приоритета интересов (руководствоваться интересами сопровождаемого).
  • Принцип добровольности (решению личностно актуальной проблемы и пр.).
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип профессионализма (предусматривает требования к уровню подготовки специалистов, занятых сопровождением несовершеннолетних).
  1. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)

Сферы ответственности: соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности. Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанника. Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д. Требования к родителям, воспитателем - обеспечить посещение детьми психопрофилактических развивающих занятий согласно расписанию. Обязанности всех специалистов сопровождения образовательного процесса регламентированы должностными инструкциями.

Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога.

Участники несут ответственность за:

- соблюдение правил групповой работы;

- свое поведение.

Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.

Он несет персональную ответственность за:

- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка.

Педагог-психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим.

В ходе работы по программе педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих психопрофилактические развивающие занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.

  1. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

Специалисты, реализующие программу, должны:

1. Иметь опыт работы в детских группах.

2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается).

3. Помогать воспитанникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.

4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

5.Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением воспитанников.

Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы

  1. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.
  2. Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовностм к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – М.: Аквариум, 1997.
  4. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Артёмовца Л.В.. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М, «Просвещение», 1992.
  6. Гаврина СБ., Кутявлина Н.Л., Топоркова И.Г. Готов ли наш ребенок к школе? Книга тестов. Москва. ООО «Издательство Росмэн-пресс». 2006.
  7. Данилина Т.А., Зедгенидзе, в,я.. Степина Н.М. «В мире детских эмоций» Москва «Айрис пресс» 2004г
  8. Зенкевич –Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002.
  9. Моргулец Г.Г., Расулова О. В. «Преодоление тревожности у первоклассников». Волгоград. 2008.
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Я 30 занятий для успешной подготовки к школе. Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА».
  11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развитие внимания малыша. Ярославль: Академия развития», 1997.
  12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Скоро в школу. Нижний Новгород ГИПП «Нижполиграф», 1998.
  13. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  14. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академия, 1995.
  15. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб.: «Дельта», 1997.
  16. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «Гном – Пресс», «Новая школа», 1998.
  17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: «Просвещение», 1990.
  18. Н. Семаго, М. Семаго Психолого – педагогическая оценка готовности к начальному обучению. Программа и методологические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования в соответствии с требованиями к материально-технической оснащённости по САНПИНу.

Размер помещения позволяет поставить стулья в круг и проводить подвижные игры, то есть допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону и чистую зону (для обсуждения). Стулья передвигаются свободно, и их достаточное количество.

Столы используются для размещения изобразительных, раздаточных материалов, технических средств. Если занятие проходит в групповом помещении ДОУ, необходимо вынести лишние столы и стулья или расставить их по периметру.

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижает внимание и повышает утомляемость.

Изобразительные материалы.

  • Карандаши цветные и простые, восковые мелки, пастель (для рисования), маркеры для маркерной доски.
  • Бумага для рисования разных форматов, листы в крупную клетку, клей, материалы для занятий (см. приложение), ватман.

Технические средства: музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения; копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов.

Оборудование: маркерная доска, мягкие игрушки, колокольчик, портфель, школьные принадлежности, 2 повязки на глаза.

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

ДОУ выписывает журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад».

  1. Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один год. Разработан курс занятий, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.

Сроки и этапы реализации программы:

1, 3 этап – диагностический (2 занятия в сентябре; 2 занятия в мае):

  • первичная диагностика на этапе комплектования группы
  • итоговая диагностика по завершению всего курса занятий.

2 этап — психопрофилактические развивающие занятия с целью овладения воспитанниками необходимыми навыками для успешного обучения в школе.

4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение - оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).

Условия проведения занятий:

  • Данные занятия рассчитаны на детей 5,5 – 7 лет.
  • Для большей эффективности проводить занятия рекомендуется подгруппами по 15-20 человек.
  • Частота проведения – 2 раза в неделю.
  • Длительность занятия – 30 мин.
  • Количество занятий - 72.
  1. . Ожидаемые результаты реализации программы:

Снижение уровня учебной, межличностной, самооценочной тревожности; расширение поведенческого репертуара; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; улучшение качества психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, повышение уровня готовности к обучению в школе, формирование учебной мотивации.

  1. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у воспитанников в ходе всего курса психопрофилактических развивающих занятий, а также по данным итоговой диагностики.

Родители также следят за изменением в познавательном, личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере у воспитанников

15. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

– повышение уровня эмоциональной устойчивости

– формирование и развитие познавательных процессов, произвольности поведенческих реакций, навыков общения.

Количественные:

– снижение процента воспитанников с низким уровнем готовности к школьному обучению, по итогам диагностики.

Данная программа может быть использована как отдельным курсом для детей подготовительных к школе групп, который не входит в учебный план ДОУ, согласно ФГОС ДОУ. И как отдельные развивающие занятия для коррекции познавательных процессов воспитанников, испытывающих трудности в обучении и развитии.

 

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: психологическое развитие, Программа
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar