Записки психолога » Мои разработки» Программы |
Пояснительная записка 1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена: Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и «уязвимым». В жизни ребенка происходит много изменений: появляется новый социальный статус, возрастают предъявляемые к нему требования, увеличивается нагрузка, изменяется режим дня и т.д. К сожалению, далеко не каждый ребенок легко переносит данные преобразования. Ежегодно результаты изучения адаптации выпускников детского сада в первом классе выявляют ребят, имеющих ту или иную степень дезадаптации. Причины дезадаптации у каждого индивидуальны: это и ослабленный организм, и личностная незрелость, непонимание родителями тех процессов, которые происходят с ребенком, отсутствие поддержки, интеллектуальный показатель, недостаточно сформированная саморегуляция, высокий уровень тревожности и т.д. Программа «Умники и умницы» предполагает гармонизацию личностной структуры старшего дошкольника за счет работы с мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферой. Программа «Умники и умницы» условно состоит из четырех блоков. В структуру занятий первого блока включена определенная история о школе, в которой рассказывается о школьной атрибутике, правилах поведения, ответственности, дружбе и многом другом. Опыт показывает, что данный метод является достаточно продуктивным, поскольку одной из возрастных особенностей дошкольного возраста является интерес к сказкам, необычным историям. С их помощью не только расширяется представление детей о будущей жизни, но и происходит коррекция тех или иных недостатков (несамостоятельность, безответственность, эгоизм…), дети приходят к пониманию того, что, чтобы добиться хороших результатов, необходимо работать над собой, развивать свои способности. В занятиях второго блока программы акцент делается на развитие предпосылок к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, общую и мелкую моторику. Задания третьего блока направленны на развитие логического мышления; закрепление знаний об окружающем мире; на подготовку к овладению навыком письма. Задания четвертого, заключительная блока, помогут детям научиться внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого, так как в структуру каждого занятия включены графические диктанты. Помимо этого каждое занятие программы содержит ряд заданий, направленных на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение…), являющихся неким фундаментом для усвоения знаний. В программу включены упражнения на развитие навыков саморегуляции, в процессе которых дети учатся управлять своим поведением, снимается излишнее напряжение. Способность легко и быстро адаптироваться к новым условиям в значительной степени зависит от умения общаться. Поэтому структура программы предполагает общие круги перед основной частью и в конце занятия, где ребята высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, обсуждают результаты заданий, выполняют различные упражнения, направленные на взаимодействие. Одна из особенностей программы заключается в том, что на каждом занятии присутствует атрибут школы – колокольчик, который, как и в школе, звенит в начале и в конце занятия. На первом занятии происходит знакомство, и колокольчик находится у взрослого. Начиная со второго занятия, колокольчик переходит в руки детей, что вносит дополнительный интерес и повышает мотивацию. 2. Участники программы:
Программа рассчитана на 1 год.
В целом программа «Умники и умницы» носит психопрофилактический характер и направлена на профилактику трудностей в обучении и социализации детей. Задачи:
4. Научные, методологические и методические основания программы: Теоретико-методологическую основу составили: Теория культурно-исторического развития высших психических функций и положения о структуре дефекта Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник; труды представителей феноменологической парадигмы Э. Фромма, К.Роджерса; деятельностный подход А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной. 5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач Реализация данной программы направлена на достижение указанных целей и поставленных задач, развитие познавательных психических процессов и эмоциональной сферы воспитанников на основе системы развивающих занятий. Таким образом, систематические занятия по данной программе создают благоприятные условия для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, сообразительности, моторики и формирования внутренней позиции будущего первоклассника, что повышает у воспитанников уровень развития качеств, необходимых для обучения. 6. Структура и содержание программы Структура программы: Программа построена блоками, но занятия интегрированы. Это обеспечивает комплексный подход в развитии познавательной сферы детей и дает возможность закрепить новые навыки и способности, формы поведения и, опираясь на них, использовать в дальнейшей работе. Представлена система заданий по развитию познавательных способностей детей (внимание, память, мышление, восприятие). С этой целью используются следующие психолого-педагогические приемы:
Содержание программы определяют следующие принципы:
7. Описание используемых методик, технологий, инструментария Разумеется, указанная структура может быть использована в оригинальном виде и при необходимости, изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. Технологии:
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей образовательной деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постоянно будут складываться система знаний. Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе:
8. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога. 9. Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы Гарантия прав участников программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии. Правила работы группы: - Общение по принципу «Здесь и теперь». - Активность. - Откровенность и искренность. - Правило «Я». - Уважение к говорящему. - Контроль поведения. - Ответственность. - Правило «Стоп». - Соблюдение конфиденциальности. Основные принципы сопровождения, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы:
Сферы ответственности: соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности. Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанника. Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д. Требования к родителям, воспитателем - обеспечить посещение детьми психопрофилактических развивающих занятий согласно расписанию. Обязанности всех специалистов сопровождения образовательного процесса регламентированы должностными инструкциями. Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога. Участники несут ответственность за: - соблюдение правил групповой работы; - свое поведение. Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции. Он несет персональную ответственность за: - жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; - адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций; - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка. Педагог-психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим. В ходе работы по программе педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих психопрофилактические развивающие занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
Специалисты, реализующие программу, должны: 1. Иметь опыт работы в детских группах. 2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается). 3. Помогать воспитанникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле. 4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме. 5.Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением воспитанников. Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования в соответствии с требованиями к материально-технической оснащённости по САНПИНу. Размер помещения позволяет поставить стулья в круг и проводить подвижные игры, то есть допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону и чистую зону (для обсуждения). Стулья передвигаются свободно, и их достаточное количество. Столы используются для размещения изобразительных, раздаточных материалов, технических средств. Если занятие проходит в групповом помещении ДОУ, необходимо вынести лишние столы и стулья или расставить их по периметру. Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижает внимание и повышает утомляемость. Изобразительные материалы.
Технические средства: музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения; копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов. Оборудование: маркерная доска, мягкие игрушки, колокольчик, портфель, школьные принадлежности, 2 повязки на глаза. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: ДОУ выписывает журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад».
Программа рассчитана на один год. Разработан курс занятий, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей. Сроки и этапы реализации программы: 1, 3 этап – диагностический (2 занятия в сентябре; 2 занятия в мае):
2 этап — психопрофилактические развивающие занятия с целью овладения воспитанниками необходимыми навыками для успешного обучения в школе. 4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение - оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года). Условия проведения занятий:
Снижение уровня учебной, межличностной, самооценочной тревожности; расширение поведенческого репертуара; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; улучшение качества психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, повышение уровня готовности к обучению в школе, формирование учебной мотивации.
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у воспитанников в ходе всего курса психопрофилактических развивающих занятий, а также по данным итоговой диагностики. Родители также следят за изменением в познавательном, личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере у воспитанников 15. Критерии оценки достижения планируемых результатов Качественные: – повышение уровня эмоциональной устойчивости – формирование и развитие познавательных процессов, произвольности поведенческих реакций, навыков общения. Количественные: – снижение процента воспитанников с низким уровнем готовности к школьному обучению, по итогам диагностики. Данная программа может быть использована как отдельным курсом для детей подготовительных к школе групп, который не входит в учебный план ДОУ, согласно ФГОС ДОУ. И как отдельные развивающие занятия для коррекции познавательных процессов воспитанников, испытывающих трудности в обучении и развитии.
| |
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |