Записки психолога » Работа с коллективом» Тренинги |
Деловая игра для педагогов «Просто о сложном, или 1+1=5»
Цель: создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, наполнение участников позитивными эмоциями таким образом, чтобы эти эмоции связывались с профессиональными ценностями.
Ход игры
Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команд. Германо-американский психолог К.Левин говорил о том, что команда – это нечто большее, чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. На Западе очень популярна такая яркая арифметически выдержанная метафора 1+1=5. Это формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке, хорошо воспринимается. Смысл командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов упорядоченную систему».
Цели: командное сплочение и осознание каждым участником собственной включенности в общий процесс. Инструкция: Из предложенных критериев (взаимовыручка; высокая мотивация к успеху; желание учиться новому; креативность; мобильность – умение изменяться, принимать чужую точку зрения; компетентность, профессионализм; организованность; самореализация каждого члена команды, чувство юмора и другие критерии, лаконичные и не отталкивающие своей сложностью участников деловой игры) необходимо выбрать один наиболее важный, без которого невозможно построение команды. Эти критерии оформляются в виде «кирпичиков» - как строительный материал для построения, участникам нужно оторвать от листа «кирпичик» с важным для них критерием и положить в общую коробку.
Примечание. Данная игра преследует разные цели: диагностическую (изучение уровня взаимоотношения в коллективе); развивающую/коррекционную (осознание участниками проблемы во взаимоотношениях, изменение ситуации); игровую (сплочение, попытка побыть командой в игровой ситуации, ощутить командный дух). Инструкция. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Комментарий. Психологический смысл упражнения в том, что эта игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде и насколько ценно каждое сказанное вовремя слово. Как можно заметить, в игре используется принцип добровольности: хочет участник – назовет цифру, не хочет – промолчит. Однако, по наблюдениям, игра настолько заряжает позитивом, что все педагоги с удовольствием включаются в нее. Одни называют цифры, другие стараются промолчать, чтобы результат получился лучше, но важно, что улыбаются все. Хорошо, когда в игру включается руководитель ДОУ – это снимает напряжение и размывает границы, неся посыл о том, что в игре все равны. Важно! «Коллективный счет» - это игра, призванная сплотить людей в одну большую команду, поэтому нельзя разбивать участников на группы, которые соревновались бы друг с другом.
После того, как участники сплотились в единую команду для достижения общей игровой цели, необходимо озвучить результат первой игры. Важно показать, что каждый голос внес вклад в построение команды и был учтен. В итоге участникам можно наглядно представить модель общего здания на доске – основа успешной команды. Ведущий: «Процесс построения команды – взаимный, иначе он не имел бы смысла. Члены одной команды должны понимать, что в этом процессе мы не только вкладываем, но и приобретаем, как минимум положительные эмоции и условия, в которых приятно работать. Закончить выступление можно следующей фразой: «Лучше быть вместе – вместе быть лучшими!»
| |
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |