Хочу в школу » Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установления с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

         Какие же составляющие входят в набор  «школьной готовности»?  Это, прежде всего, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность,  а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

         Мотивационная готовность это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Но именно стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника.

 

         Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

          Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключает авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки носить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивая его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность ребенка в том, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

         Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при учебе в школе.

         На самом деле интеллектуальная готовность  не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное это наличие у ребенка высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления.

         Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

         Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредотачиваться на задании, а также их работоспособность.

         Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

         Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что, если…», «Если, то…», то есть решать простые логические задачи.

         У детей шестилетнего возраста, готовых к обучению в школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте знания ребенка, играя с ним.

         Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (большой, маленький, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети умеют считать до 10 и дальше, но не все видят, что в словах (один, два, три…) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Накрываете на стол можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.

         Родители часто стараются заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратят на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

          А многие ли взрослые осознают, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребенка невероятных усилий?

         Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школу: умеет ли он привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, умеет ли дома убирать за собой постель, игрушки. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

         Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также, уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования величину, взаимное расположение, ровность линий. Если ребенок путает верх и низ, право и лево, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, то необходимы специальные тренировочные занятия.

         Развитию мелкой моторики очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение наощупь форм предметов. В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстёгивании пуговиц, завязывании и развязывании  шнурков, узелков.

         Очень важный элемент готовности к школе умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссориться по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно будет привыкнуть к школе.

         Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс.

          Школьное обучение это непрерывный процесс общения. Круг общения школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. И если дети умеют общаться они быстрее и легче адаптируются к школьному обучению.

 

 

 

У детей необходимо сформировать

следующие навыки общения:

 - умение слушать собеседника, не перебивая его;

 - говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

 - пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

         Родители должны учить ребенка не только слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строится на основе авторитарного давления на ребенка и подчинения формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Все это залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.

          В 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но и умению учиться, и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем оно отличается от  умения читать, считать и писать?

         Ребенок, который умеет учиться:

 - понимает, что он чего-то не умеет, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос»;

-  умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как ее решить, а не спешит с первым попавшимся ответом;

- может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения.

         В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

         Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

 - внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению; хорошая память; сообразительность; любознательность; развитое  воображение; начальные навыки чтения, счета, письма; физическая ловкость; волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); организованность, аккуратность; дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

       Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Перед взрослыми часто стоит вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах родители, воспитатели детского сада, учителя в школе?

         Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогаю детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе.

 

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2.  Обучение требует систематичности , 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при  неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше.
  5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка и для взрослого. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

         Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

                

Как организовать подготовку ребенка к школе?

         Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия:

  1. Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать объясняя свои выводы.
  2. Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребенка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы, что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  3. Помните, ребенок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  4. Проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, что ему понравилось.
  5. Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте его за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  6. Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте ребенку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  7. Не старайтесь «натренировать» ребенка на выполнение заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  8. Развивайте образные представления ребенка. Этому способствуют конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  9. Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребенком в мяч, плавать.
  10.  Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги, нанизывание бус.
  11.  Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
  12. Для развития инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, учителя, врача, мамы или папы).

Теги: интеллектуальная готовность, психологическая готовность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar