Искусство, как терапия » Детская одаренность »Одаренные дети

"Виды детской одаренности"

Детская одаренность

 

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способность к какой-либо деятельности находится на стадии развития. По мнению многих психологов, задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки можно сравнить с семечком. Из одинаковых семян получаются сильные и слабые растения, все зависит от ухода, условий, почвы, на которой прорастает семечко. Поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы не угасли способности, которые по мере взросления, созревая, позволят говорить об уникальных возможностях ребенка, его одаренности.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный (сензитивный) период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых, это дает право говорить о «возрастной одаренности».

В настоящее время в России реализуется президентская программа «Одаренные дети», для ее выполнения большой группой авторитетных ученых была разработана «Рабочая концепция одаренности», которая вобрала в себя все лучшие передовые достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Основная идея этой концепции – выделение двух основных компонентов определения одаренности: инструментального (интеллект, креативность, способности) и мотивационного («могу» и «хочу»).

Определение видов детской одаренности достаточно условно, так как происходит взаимовлияние и взаимопроникновение психических процессов в разных видах деятельности ребенка, но наиболее яркие особенности разных видов одаренности можно выделить.

 

Виды детской одаренности

 

Общая интеллектуальная одаренность

Проявляется в умении ребенка работать с информацией – анализировать, классифицировать, понимать процессы сериации, запоминать, припоминать нужные факты, значения, легко овладевать основополагающими понятиями. Для этого вида одаренности крайне важно развивать логические способы мышления – способность к выполнению таких действий:

  1. Наглядное моделированиевыявление пространственных отношений, внутренних и внешних связей между предметами, построение последовательности действий; важно развить у ребенка умение использовать наглядные модели различных типов.
  2. Символизация - уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими, которые могут иметь отдаленное сходство, а могут не иметь.
  3. Сериация способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака.
  4. Предварительное планирование своей деятельности важно научить ребенка простейшим элементам целеполагания (что я хочу?, как это сделать?, что мне для этого нужно?, с чего лучше начать?, получится ли нужный результат?) при организации игр, конструирования, создания художественного образа.
  5. Решение интеллектуальных задач закрытого типа предполагает сформированность у ребенка умения самостоятельно применять полученные знания – использовать знакомый способ решения на новом материале.
  6. Решение творческих задач открытого типа, в которых от ребенка требуется применение нового способа решения, ключ к решению задачи – развитое воображение, помогающее создать новый целостный образ. Такие задачи называются логическими.

Академическая одаренность

Проявляется в успешном обучении ребенка по отдельным разделам дошкольных развивающих программ. Достаточно часто встречаются дети, показывающие высокий уровень развития по всем разделам.

Творческая одаренность

Порождается способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать и блестяще исполнять то, что уже создано. Дети с творческой направленностью независимы в суждениях, темпераментны, обладают тонким чувством юмора, не любят однообразную работу. Данные личностные особенности творчески одаренных детей предполагают более внимательное отношение педагогов, родителей к общению с ними, созданию условий для дальнейшего совершенствования раскрывшихся способностей

Художественная одаренность

Дошкольника развивается в специально созданных условиях:

- обилие разнообразного изобразительного материала (сангина, уголь, мелки, гуашь, маркеры, бумага разной фактуры, кисти разного размера и другое);

- возможность ознакомления с мировыми музыкальными и художественными шедеврами;

- посещение занятий в изобразительных, музыкальных и хореографических студий, театральных кружках;

- возможность самореализации в художественных видах деятельности;

- непременное условие – непрерывность и систематичность художественной деятельности;

- учет индивидуальных особенностей детей (тонкая душевная организация, ранимость), увлеченных одним из видов искусств, требуют от родителей и педагогов деликатного обращения с ребенком.

Лидерская одаренность

Или социальная одаренность предполагает умение легко устанавливать межличностные отношения, развитие у ребенка способности понимать и сопереживать близким людям, ладить с детским коллективом, уметь доброжелательно общаться с незнакомыми людьми. Как правило, дети, обладающие социальной одаренностью, - признанные лидеры детского коллектива, умеющие организовать игру, соревнование, разрешающие конфликтные ситуации.

Практическая одаренность

Весьма значима при организации своего дела, при управлении отделом, компанией. Ключевой особенностью практической одаренности считается знание своих слабых и сильных сторон и способности использовать это знание. Будущему предпринимателю или управленцу не обязательно владеть академическими знаниями, но обязательно иметь практическую смекалку.

 

Среда, в которой одарённость

могла бы актуализироваться,

должна обладать следующими особенностями

^ Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.

^ Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

^ Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

^ Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

^ Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

 

 

 

 

| Добавил: marisolca
Просмотров: 344 | Теги: виды, детская одаренность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar