Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги

Детские провокации: что делать?

Психологические функции провокации

Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразие симпатий и мнений.

Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое.

Провокация - это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Заменяет расспросы. Что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий) и т.п. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый человек в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлиться ли, если провокатор постарается вывести его из себя; можно ли заставить его переменить свое мнение; боится ли он битвы.

Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, постоянно нарушающего запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке.

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия.

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникшей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего).

Как диагностировать провокационное поведение

Провокационное поведение педагог-психолог диагностирует в ходе консультативной беседы и наблюдения.

Критерии, по которым поведение ребенка

можно отнести к разряду провокационного:

- совершается в социуме;

- является активным, целенаправленным и произвольным;

- имеет оттенок неспонтанности, неестественности, ребенок подавляет или утрирует естественную реакцию (слишком громко смеется, слишком подчеркнуто скучает), организует специальные условия и обстоятельства (разбрасывает игрушки по всей комнате);

- по интенсивности и содержанию отличается от типичного, нормативного, привычного поведения, несет в себе вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу, часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию (долбит лопаткой по железной качели, несмотря на уговоры товарища, выбрасывает игрушки в урну);

- подводит другого человека к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия.

Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (т.е. «исчезает симптом»). Другое дело, что в рамках консультирования проявляются вызвавшие провокацию значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении и проч.)

Алгоритм работы с провокациями

  1. Внимательно и тщательно собрать жалобы, анамнез

Цель: выявить совокупность условий, которые служат средой для провокационного поведения.

Задача – определить:

- насколько генерализованным является такое поведение;

- имеет ли оно место ежедневно, на каждом игровом сеансе, в отношениях со всеми взрослыми (в этом случае оно, вероятнее всего, сигнализирует об обобщенном отношении к взрослым) или только в присутствии определенных ровесников (тогда это способ выстоять в их компании, занять важную нишу);

- ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, а ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке);

- что делают окружающие (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.

Результат: «психологический портрет» (схема) ситуации, в рамках которой провокация является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия.

  1. Сформулировать запрос на психологическую работу

Задачи:

- диагностировать личностные качества, значимые отношения, обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций;

- выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.

Результат: рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как вести себя в ответ на детские провокации.

  1. Определить роль второго участника провокационного поведения

Цель: понять реальную роль взрослого или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.

Провокации в контактах с любимыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных детей, жертвам насилия и др.) Если же провокация адресуется конкретному лицу, то очевидно, что она вызвана какими-то его действиями.

Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:

- Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?

- Становится ли адресат провокации понятным, предсказуемым или, напротив, отказывается о своей цели?

- Отвлекается ли А от Б начинает ли взаимодействовать с В?

4. Определить выгоду каждого из участников

Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.

Так, выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы получить от матери больше ласки; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию сверстника; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию и т.д.

Выгода воспитателя в том, чтобы не выполнять надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, вылить накопившиеся негативные эмоции.

5. Определить, можно ли получить желаемую выгоду, не прибегая к провокации

Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами.

Найти ответы на вопросы:

– Каким образом может быть достигнута цель, которая сейчас достигается провокацией?

– Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?

– Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?

- Может ли воспитатель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общение, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?

6. Оказать провокатору психологическую помощь

Цели: осознать, что провокация вызвана не злой волей ребенка, а желанием выстоять в сложившихся жизненных обстоятельствах; проявить сочувствие.

Задачи:

1. Разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;

2. Дать возможность понять, какова реакция на провокацию:

- что ребенок получает от адресата провокации;

- какова цена такого поведения;

- кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация).

Только в случае, если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.

7. Разработать рекомендации

Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными, выполнимыми. Направляются не только на симптом – провокационное поведение, но и на его причину – отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.

Рекомендации воспитателю о работе с детскими провокациями составляются по схеме:

- перечислить типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает; нарушает правила; не готовиться к занятию);

- описать функции провокации (изучает вас; привлекает внимание; проверяет на устойчивость; выражает свой интерес; хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение; повышает свой статус в референтной группе);

- перечислить выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения воспитателя (оказывается в центре внимания; ощущает собственную значимость; изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение; получает помощь; приобретает право не выполнять задания);

Альтернативные варианты поведения воспитателя в ситуации провокации

  1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).
  2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь ты».
  3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «Смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.
  4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») – они делают диалог бессмысленным.
  5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием.
  6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.
  7. Переключить внимание группы на другой диалог или другую работу.

Рекомендации родителям формулируются аналогично:

– указать, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;

– описать специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то);

– перечислить функции провокации (добивается внимания; переключает внимание с события А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);

- описать происходящие в семье события с точки зрения ребенка и показать те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);

- предложить варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему возможность и право исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);

- предложить альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие вопросы – «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).

 

| Добавил: marisolca | Теги: провокации, рекомендации
Просмотров: 535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar