Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги |
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно-ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция гендерного образования современных школьников, открываются Центры гендерного образования. Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Гендерную роль дети принимают на себя в процессе социализации. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (формируется гендерная устойчивость). Формирование устойчивой гендерной идентичности у ребенка происходит в возрасте от 2 до 7 лет. В эти же годы усиливается половая дифференциация активности и установок детей: девочки и мальчики по собственной инициативе выбирают игры и партнеров в них.
Большинство используемых в настоящее время методик и технологий обучения и воспитания дошкольников рассчитаны на некую среднюю личность – ребенок, дети. Жизнь протекает в «бесполом» режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг не строится с учетом пола. В предметно-развивающей среде, как правило, недостаточно игрушек для мальчиков, преобладают «девчоночьи» материалы и пособия. В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной и введенной в действие приказом Минобрнауки РФ, в области «Социализация» поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности. Сегодня к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие стала неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Наше дошкольное учреждение в своем развитии идет в ногу со временем и в ходе инновационной работы решает одну из основных задач дошкольного образования - задачу социализации воспитанников, когда создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная социализация – под ней понимается процесс создания у девочек и мальчиков представлений о женственности и мужественности, направленный на понимание ими своей индивидуальности и ориентированный на становление и развитие поло ролевого поведения. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на психику, эмоциональное равновесие, самочувствие человека. Анкета для педагогов Цель: определить гендерные установки и отношение к гендерному воспитанию у педагогов ДОУ, изучить их готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 262 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |