Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги

"Леворукость - гениальность или болезнь?"

Большинство людей на Земле – праворукие, и только часть – другие, не такие как все. Они пишут и шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Тем не менее, заметив, что ребенок активнее действует левой рукой, его родители начинают волноваться.

Что это – боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это непонимание ситуации.

Леворуким всегда было не очень уютно в «праворуком мире». Иначе как объяснить существование в разных народах, в разных языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском, греческом, французском, немецком, английском языках синонимами слова «левый» являются «фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый», «неуклюжий» и даже «злой», «нечестный». Правое и левое всегда противопоставляется, хотя, вероятно, за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку.

Проблема переучивания леворуких детей

Стремление сделать леворуких «такими как все», «выровнять», а иногда еще и «гармонично развивать» создало проблему их переучивания. Взрослым следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставлять левшу писать правой рукой – значит, вмешиваться в уже сформировавшуюся сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок чаще использует левую руку и этот процесс регулируется, по крайней мере, частично, правым полушарием, то настаивать на том, чтобы он писал правой рукой – значит создавать дополнительную нагрузку на левое полушарие. Это не следует понимать таким образом, что у левшей полушария как бы поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание – грубое упрощение. Главное, что следует помнить: переучивание может создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека и проблемы в дальнейшем. Так, в ряде случаев оно может привести к развитию невротических расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков «зеркального» мышления, проявляющихся в перевернутом справа налево написании букв или целых слов, к затрудненному ориентированию на местности, планированию своего поведения.

При насильственном переучивании и принуждении действовать и писать правой рукой в психике леворукого ребенка могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.

В средствах массовой информации весьма часто встречаются высказывания о том, что левши либо больны, либо гениальны. Проблема заключается в том, что доля правды есть и в том, и в другом случае.

Действительно, многочисленные исследования подтверждают факт того, что среди психических больных людей левши встречаются чаще. Особенно это характерно для двух близких заболеваний – шизофрения и аутизм. Но и список выдающихся леворуких людей не может оставить равнодушным: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Бетховен, Наполеон и мн. др.

Гипотеза о связи леворукости с патологией была выдвинута Н. Гешвином, П. Беханом и А. Галабурдой около 30 лет назад. Согласно ей, возникновение леворукости обусловлено внутриутробными или родовыми травмами либо воздействием тех или иных химических агентов. За последние 20 лет получены новые данные, противоречащие этой гипотезе. Поскольку они не освящены в популярной литературе, старая гипотеза продолжает жить как удобный инструмент объяснения в тех случаях, когда педагоги не хотят или не могут применить к леворукому ребенку индивидуальный подход.

Генетические исследования внешне подтверждают вышеприведенную гипотезу. До сих пор невозможно доказать прямое генетическое наследование леворукости. Близнецовые исследования еще более усложняют понимание проблемы наследования леворукости. Известно, что идентичные близнецы имеют идентичные гены. Если леворукость определяется генетически, оба близнеца должны иметь одинаковую рукость.

Но, по-видимому, одним из наиболее значимых аргументов против гипотезы Гешвинда с соавторами являются данные о том, что среди северных народностей (чукчи, эвенки, нанайцы, селькупы) количество леворуких существенно больше, чем среди европейской популяции. Эти факты не могут объясняться патологией раннего развития целых народов.

Таким образом, можно говорить о двух причинах леворукости – наследственности, что легко определить по наличию леворукости у родственников, и ранних повреждениях головного мозга в связи с проблемами рождения.

Для определения леворукости и левшества необходимо оценить динамику исполнения проб (т. е. делать несколько замеров). При исследовании самыми стабильными оказались пробы рисования круга и квадрата с закрытыми глазами, сцепление пальцев рук и поза Наполеона. Была обнаружена значимость показателей длины и ширины ладони: они как бы предсказывают ведущую руку, которая по другим пробам пока не проявляется (ребенок демонстрирует симметрию в предпочтениях).

Получив набор результатов по ведущей руке, ноге, уху, глазу, можно вывести единый результат по их совокупности.

Единый результат по всем 4 показателям называется профилем функциональной сенсомоторной асимметрии. Для его определения можно воспользоваться следующей схемой: если все 4 или 3 показателя правые, можно говорить о правом профиле; если 4 или 3 показателя левые – о левом; если 4 или 3 симметричные – о симметричном профиле; все остальные профили – смешанные.

Современные исследования свидетельствуют о том, что у большинства людей признаки левшества и правшества комбинируются в различных сочетаниях, поэтому чаше всего встречаются люди со смешанными профилями.

Особенности обучения и воспитания детей с левшеством

В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость.

Обучаться труднее детям, имеющим смешанный профиль. Дело в том, что основная структура, связывающая оба полушария, - мозолистое тело – только начинает созревать в 7 лет. У части детей этот процесс замедляется (что усиливается с нарастанием левых признаков). Следовательно, для таких детей будет трудно осваивать сложные действия, например письмо. Ведь если у них, к примеру, ведущими являются правое ухо и левый глаз, то полученную информацию им придется объединять с помощью еще не созревшей структуры мозга.

Левшество часто сопровождается повышенной эмоциональностью. В этом случае жесткие требования взрослых в сочетании с эмоциональным стрессом могут привести к появлению у ребенка заикания и аллергических реакций.

Другой пример неблагоприятных условий для развития подобного ребенка – когда родители требуют от него посещения многочисленных кружков, при этом не оставляя времени на те занятия, которые ребенок сам считает нужными. Либо они обязывают ребенка заниматься дополнительно, полагая, что он недостаточно умен. У многих левшей центр речи находится в двух полушариях. Эмоциональный срыв может привести к формированию конкуренции этих центров, что реализуется в поведении как заикание. Слабое заикание освобождает ребенка от ряда нагрузок, поэтому он усиливает эту реакцию (безусловно, интуитивно).

В другом случае переживания такого ребенка могут подавить его и без того слабую иммунную систему. Если это подавление будет происходить достаточно долго, то снятие стресса вызовет повышенную реакцию на нейтральный стимул – а это и есть аллергия.

Повышенная эмоциональность, особое восприятие пространства могут стать основанием для реализации творческих способностей. Творчество – это возможность комбинировать разные элементы воспринимаемой реальности, что зависит от активности правого полушария. Вероятность обнаружения исключительных творческих способностей у детей-левшей повышается, если внешние условия соответствуют их проявлению. Речь идет об отсутствии стрессовых условий, положительном самовосприятии в процессе творчества. Негативное отношение близких ко всему необычному в ребенке может подавить этот процесс.

Леворукость не станет причиной проблем у детей, если находящиеся рядом взрослые будут обучать их преодолевать трудности. Проблемы возможны тогда, когда из-за ярлыка «левша» закрепляется несколько повышенная склонность к невротическим реакциям.

Организация работы с леворукими детьми

Создавая в ДОУ игровую обстановку, следует учитывать особенности темперамента леворуких детей, повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней активностью. Таких детей стоит вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания и т.д.

В личных беседах с леворукими детьми воспитателям нужно объяснить вред сокрытия и маскировки леворукости, ссылаясь на положительные примеры из истории и литературы.

В силу доминирования правого полушария у леворукого ребенка ослаблена способность регуляции, планирования и контроля собственной деятельности, поэтому с такими детьми необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить их соблюдать правила. Игры по правилам не только помогают сформировать коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим поступкам. Однако решающее значение в становлении самооценки ребенка имеет оценка взрослых. От ее адекватности зависит многое. Важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок еще только учиться различать свое эмоциональное состояние начинает прислушиваться к себе, своим ощущениям, адекватно оценивать себя. Поэтому нужно, чтобы положительная оценка, которую сам ребенок приобретает во время своей деятельности, общения, не расходилась с оценкой взрослых. К сожалению, запутанность и противоречивость требований взрослых часто порождают низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет. Из уст леворукого ребенка нередко можно услышать: «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается». Неудовлетворенность собой, неверие в свои силы быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.

Когда ребенок учиться правильно держать карандаш, ручку, пытается писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться поэтапно, используя разнообразные способы обучения и индивидуальный подход.

Таким образом, необходимо препятствовать всякого рода давлению со стороны праворукой социально-биологической среды. В этом состоит суть психогигиенических мероприятий дошкольных учреждений. Именно таким образом педагоги детского сада внесут свой вклад в охрану психического здоровья и создания полноценной, гармонично развитой и общественно активной личности леворукого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: левша, гениальность
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar