Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги

"Непопулярные дети в группе детского сада"

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.

Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не отличаются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.

Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре личности.

Психологический портрет непопулярного ребенка

В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникативное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкретнее, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.

Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, доброжелательность, способность помочь, уступить. В основе этих качеств – особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха. Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность, что говорит о низком статусе ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагополучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети становятся обидчивыми, агрессивными. В одних случаях переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношений с другими людьми. У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие. В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возраста, - потребность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не принимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.

Причины непопулярности детей среди сверстников

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:

- уровень развития навыков общения;

- привлекательный (непривлекательный) внешний вид;

- степень развития игровых навыков;

- обладание заманчивыми игрушками, предметами.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами на взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях.) Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения со сверстниками. Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой. У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Оценка неблагополучия ребенка в группе

Эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большей степени определяется отношениями ребенка со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают. Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой», «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения следует постоянно, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым, найти пути повышения статуса изолированных детей. Как изучать взаимоотношения детей?

  1. Метод наблюдения. Целесообразно фиксировать в течение какого-то времени (например во время прогулки) такие моменты:

- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;

- сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.

  1. Социометрия (позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в группе, выявить лидеров и отверженных, наличие микрогрупп.) Методика «Выбор в действии» или «Секрет» является модификацией методики «Социометрия», которую обычно используют для оценки межличностных отношений в группе детского сада.

Шпаргалка для воспитателей

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи

непопулярным детям»

  1. Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.
  2. Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.
  3. Использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.
  4. Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.
  5. Создать ситуацию успеха для ребенка и сделать их заметными для сверстников.
  6. Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.
  7. Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.
  8. Включение дошкольников в различные виды социально-полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закрепления положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребенок реально проявил социально значимое качество.
  9. Обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.
  10. Применение приема моделирования совместной деятельности, где ребенку предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений сказочных героев.
  11. Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.
| Добавил: marisolca | Теги: дети, Изгои
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar