Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги

"Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей на занятиях физкультурой"

Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей

на занятиях физкультурой

Развитие ребенка во многом определяется уровнем его здоровья, наличием физического и психического потенциала. Чем раньше он начнет приучаться к здоровому образу жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.

Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Несмотря на то, что работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется достаточно активно, все же заметна тенденция к ухудшению здоровья детей. Чтобы помочь ребенку справиться с современными нагрузками, необходимо использовать комплекс упражнений, направленных на разрешение задач психоэмоционального характера и поддержания душевного благополучия ребенка. Данные упражнения целесообразно использовать на занятиях, цель которых – профилактика нарушений осанки, эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных качеств.

Комплекс упражнений включает:

- ритуал вхождения в занятие и выхода из него;

- упражнения для профилактики эмоциональных нарушений;

- упражнения на развитие коммуникативных навыков;

- упражнения на дыхание;

- упражнения на релаксацию.

 

Упражнения для профилактики эмоциональных нарушений и развития коммуникативных навыков

Для профилактики эмоциональных нарушений рекомендовано использовать следующие упражнения:

  1. «Бокс» (для мальчиков) – для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии. Перед выполнением упражнения детям необходимо объяснить, что в жизни бывают такие ситуации, когда кто-то может разозлить, и появляется желание ударить этого человека. Хороший способ избежать этого, а так же дать выход злости и агрессии – боксирование. Каждому мальчику предлагается вспомнить подобный случай и ударить по «груше» несколько раз правой левой руками в 2-3 подхода.
  2. «Капризки» (для девочек) – цель та же, что и при выполнении упражнения «Бокс». Лежа на мате, бить по нему руками и ногами, желательно с криком. Как показывает практика, склонные к капризам девочки, после этого упражнения меньше капризничают.
  3. «Качание на покрывале» - это упражнение очень нравится детям. Оно направлено на коррекцию страха высоты, замкнутого пространства, а так же развития доверия. Выполняется двумя педагогами.
  4. «Кричалки-топталки». Дети берут в руки пластиковые одноразовые стаканчики. Подносят их ко рту и, изобразив злость, «выкрикивают» ее в стаканчики. Затем ставят на пол вверх дном и топчут ногой.

 

Упражнения для развития коммуникативных навыков можно разделить:

- на индивидуальные – направленные на невербальное выражение состояний и отношений;

- парные – помогают детям стать более открытыми по отношению к партнеру, почувствовать, понять и принять его;

- групповые – формируют навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

 

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Детям предлагается по сигналу ведущего хаотично двигаться по залу, здороваясь со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок ведущего - здороваться за руку, два хлопка – здороваться плечиками, три хлопка – спинками.

2. «Танец пяти движений»

Детям предлагается следующее (в процессе выполнения упражнения ведущий говорит о том, какие должны быть движения):

- «течение воды» - движения мягкие, плавные;

- «переход через чащу» - резкие, сильные, четкие;

- «сломанная кукла» - потряхивая руками и ногами, «ломанные» движения;

- «полет бабочек» - изящные, плавные движения;

- «покой» - без движения, слушание своего тела.

Под каждое движение подбирается музыкальное сопровождение, длительность – 1 минута.

3. «Танцы-противоположности»

Участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый. Через 1-2 минуты участники меняются ролями. Затем предлагается другие варианты: смелый – трусливый, спокойный – агрессивный, злой – добрый и т.д.

  1. «Зеркало»

Дети встают в круг. Каждый из участников становится на время упражнения «зеркалом», отражающим того, кто в него смотрится. Ведущий говорит, что должен изображать участник, смотрящийся в зеркало, например: «вы проснулись утром, и пошли в ванную комнату умыться, теперь вы чистите зубы, начинаете причесываться, переодеваетесь»; «в глаз попала соринка»; «у вас болит горло, и вы пытаетесь увидеть в зеркало, нет ли у вас воспаления»; «гримасничаете перед зеркалом, потому что у вас хорошее настроение»; «любуетесь собой».

Участники по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочередно в каждое из «зеркал». Во время выполнения упражнения многие «зеркала» не выдерживают, смущаются. Таким участникам хорошо сразу же менять роль «зеркала» на роль смотрящего в него.

  1. «Эхо»

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть тише, следующий еще тише, и так – по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные не повторят его по кругу.

  1. «Ладошки»

Дети выстраиваются в две линии, образуя своеобразный коридор. Их задача гладить ладошками сверху вниз каждого, кто проходит через этот коридор. В процессе выполнения упражнения ведущий обращает внимание детей на то, какие должны быть прикосновения: ласковые, нежные, осторожные, мягкие. Данное упражнение можно использовать как ритуал вхождения/выхода из занятия.

 

Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию

Дыхательные упражнения проводятся с целью улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности. Единственным ритмом, которым может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, пульсация сосудов и т.д.) приводит к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Эффективным приемом является подключение к дыхательному упражнению визуальной и сенсорной системы: «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии.

Релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, и позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных на занятии.

 

Упражнения на релаксацию:

Расслабление мышц рук:

«Лимон»

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Представьте себе, что в левой руке – лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте, как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же повторить правой рукой.

Расслабление ног:

«Пружина»

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями «тугая пружина». Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите «пружину» - выпрямляя ноги и расслабляясь.

Расслабление всего организма:

«Морская звезда»

И.п. – лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их в разные стороны как можно шире, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Следующее упражнение выполняется под музыку:

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле большого водопада…

Но это не обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий сине-зеленый свет.

Теперь представьте себя под этим водопадом, почувствуйте, как прекрасный свет струится по голове. Вы чувствуете, как расслабляется лоб…рот…мышцы шеи.

Сине-зеленый свет течет по плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными…

Свет стекает со спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, она тоже становится мягкой и расслабленной.

Свет течет по груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы без всякого усилия можете дышать все глубже и глубже. Вы ощущаете себя расслаблено, испытываете приятные ощущения.

Свет течет по рукам, ладоням, пальцам. Руки и ладони становятся мягкими и расслабленными. Свет течет по ногам, спускается к стопам. Вы чувствуете, как они становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из сине-зеленого света обтекает все тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…

Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он так чудесно позволил расслабиться…

Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: Занятия, Физкультура
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar