Записки психолога » Консультации» Для вас, педагоги |
Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей на занятиях физкультурой Развитие ребенка во многом определяется уровнем его здоровья, наличием физического и психического потенциала. Чем раньше он начнет приучаться к здоровому образу жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов. Несмотря на то, что работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется достаточно активно, все же заметна тенденция к ухудшению здоровья детей. Чтобы помочь ребенку справиться с современными нагрузками, необходимо использовать комплекс упражнений, направленных на разрешение задач психоэмоционального характера и поддержания душевного благополучия ребенка. Данные упражнения целесообразно использовать на занятиях, цель которых – профилактика нарушений осанки, эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных качеств. Комплекс упражнений включает: - ритуал вхождения в занятие и выхода из него; - упражнения для профилактики эмоциональных нарушений; - упражнения на развитие коммуникативных навыков; - упражнения на дыхание; - упражнения на релаксацию.
Упражнения для профилактики эмоциональных нарушений и развития коммуникативных навыков Для профилактики эмоциональных нарушений рекомендовано использовать следующие упражнения:
Упражнения для развития коммуникативных навыков можно разделить: - на индивидуальные – направленные на невербальное выражение состояний и отношений; - парные – помогают детям стать более открытыми по отношению к партнеру, почувствовать, понять и принять его; - групповые – формируют навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» Детям предлагается по сигналу ведущего хаотично двигаться по залу, здороваясь со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок ведущего - здороваться за руку, два хлопка – здороваться плечиками, три хлопка – спинками. 2. «Танец пяти движений» Детям предлагается следующее (в процессе выполнения упражнения ведущий говорит о том, какие должны быть движения): - «течение воды» - движения мягкие, плавные; - «переход через чащу» - резкие, сильные, четкие; - «сломанная кукла» - потряхивая руками и ногами, «ломанные» движения; - «полет бабочек» - изящные, плавные движения; - «покой» - без движения, слушание своего тела. Под каждое движение подбирается музыкальное сопровождение, длительность – 1 минута. 3. «Танцы-противоположности» Участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый. Через 1-2 минуты участники меняются ролями. Затем предлагается другие варианты: смелый – трусливый, спокойный – агрессивный, злой – добрый и т.д.
Дети встают в круг. Каждый из участников становится на время упражнения «зеркалом», отражающим того, кто в него смотрится. Ведущий говорит, что должен изображать участник, смотрящийся в зеркало, например: «вы проснулись утром, и пошли в ванную комнату умыться, теперь вы чистите зубы, начинаете причесываться, переодеваетесь»; «в глаз попала соринка»; «у вас болит горло, и вы пытаетесь увидеть в зеркало, нет ли у вас воспаления»; «гримасничаете перед зеркалом, потому что у вас хорошее настроение»; «любуетесь собой». Участники по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочередно в каждое из «зеркал». Во время выполнения упражнения многие «зеркала» не выдерживают, смущаются. Таким участникам хорошо сразу же менять роль «зеркала» на роль смотрящего в него.
Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть тише, следующий еще тише, и так – по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные не повторят его по кругу.
Дети выстраиваются в две линии, образуя своеобразный коридор. Их задача гладить ладошками сверху вниз каждого, кто проходит через этот коридор. В процессе выполнения упражнения ведущий обращает внимание детей на то, какие должны быть прикосновения: ласковые, нежные, осторожные, мягкие. Данное упражнение можно использовать как ритуал вхождения/выхода из занятия.
Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию Дыхательные упражнения проводятся с целью улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности. Единственным ритмом, которым может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, пульсация сосудов и т.д.) приводит к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эффективным приемом является подключение к дыхательному упражнению визуальной и сенсорной системы: «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии. Релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, и позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных на занятии.
Упражнения на релаксацию: Расслабление мышц рук: «Лимон» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке – лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте, как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же повторить правой рукой. Расслабление ног: «Пружина» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями «тугая пружина». Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите «пружину» - выпрямляя ноги и расслабляясь. Расслабление всего организма: «Морская звезда» И.п. – лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их в разные стороны как можно шире, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходное положение, расслабиться. Следующее упражнение выполняется под музыку: «Водопад» Представьте себе, что вы стоите возле большого водопада… Но это не обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий сине-зеленый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом, почувствуйте, как прекрасный свет струится по голове. Вы чувствуете, как расслабляется лоб…рот…мышцы шеи. Сине-зеленый свет течет по плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными… Свет стекает со спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, она тоже становится мягкой и расслабленной. Свет течет по груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы без всякого усилия можете дышать все глубже и глубже. Вы ощущаете себя расслаблено, испытываете приятные ощущения. Свет течет по рукам, ладоням, пальцам. Руки и ладони становятся мягкими и расслабленными. Свет течет по ногам, спускается к стопам. Вы чувствуете, как они становятся мягкими. Этот удивительный водопад из сине-зеленого света обтекает все тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он так чудесно позволил расслабиться… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
| |
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |