Записки психолога » Консультации» Для вас, родители

"Детское упрямство"

Взрослые достаточно часто слышат от детей «Я хочу!», и, не понимая ни ситуации, ни чувств ребенка, не учитывая его реального возраста, заключают, что это избалованность или упрямство. И все-таки, чем объяснить случаи, когда ребенок употребляет это выражение часто? Если ребенок избалован, то причины известны – попустительское, не скоординированное родителями воспитание, непоследовательность в требованиях. Но бывает, что родители добросовестно его воспитывают, а чадо все равно упрямо твердит «Я хочу!»… Тогда в чем причина? Как правило, либо в очередном возрастном кризисе, либо в характере ребенка, его индивидуальных особенностях.

В понятие «упрямство» каждый взрослый вкладывает свой смысл, но, как правило, это слово употребляется с негативным оттенком. Упрямство может раздражать, злить, утомлять и огорчать родителей. Особенно тяжело, когда ребенок не считается ни с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, если на улице очень холодно, а ребенок категорически отказывается надеть шапку).

Как уже было сказано, одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет (предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по-своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Девиз ребенка: «Я сам. Я так хочу!» Как будет проходить кризис, зависит не только от действий взрослых, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Кризис может развиваться бурно и надолго затягиваться, портить отношения между родителями и ребенком. Либо он протекает тихо и спокойно, в довольно мягкой форме. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением и, время от времени, предоставляют право выбора.

Иногда упрямство ребенка может быть спровоцировано чувствами обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает инструментом мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения, существующей в семье. Например, родители очень заняты и уделяют ребенку мало времени. В результате, ребенок своим поведением как бы сообщает: «Мама, я ХОЧУ, чтобы ты меня одела!», «Папа, я ХОЧУ, чтобы ты меня покормил!» и т.д. Конечно, в проявлении упрямства необходимо учитывать характер, темперамент, психофизиологические особенности.

Как показывает опыт, многие родители видят причину только в ребенке («с ребенком не все в порядке»), но не видят других истоков проблемы (например, неправильное взаимодействие с ним, собственные амбиции). По-видимому, в этом проявляется основная причина проблемы – неконструктивное взаимодействие родителей и детей.

Родители должны принимать право ребенка быть таким, какой он есть, не искать в нем недостатки, признавать его позицию. Необходимо, чтобы родители увидели весь спектр причин проблемы, перестали винить в ней не только ребенка или себя.

Приходя на консультацию к психологу, родители зачастую ожидают волшебного средства и хотят, чтобы его рекомендации сработали и в нужном направлении. Они должны понимать, что при заявленной проблеме детского упрямства длительность налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от родительских усилий, но и от того, как долго существуют конфликтные отношения. Обычно дети привыкают к определенной модели взаимодействия с родителями. И когда последние начинают вести себя с ними иначе, им тяжело понять родителей и немедленно перестроиться – на это требуется время. Сколько – зависит от намерения родителей наладить отношения с ребенком и, безусловно, от его индивидуальных особенностей.

Подходы к упрямому ребенку

Обычно во время приступа детского упрямства силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение «Я устал(а) с ним (ней) бороться!» Со стороны кажется, что между ребенком и родителями идет война. Слово «бороться» не означает конструктивного взаимодействия с целью разрешения конфликта. Во время любой борьбы всегда есть два противника, каждый из которых борется за свои интересы, и обязательно есть проигравший и выигравший. Так получается, что в обстоятельствах борьбы сам ребенок теряется из виду, и на первый план взрослый выносит ситуацию и свой эгоизм, но не чувства и причину, которые породили факт упрямства. Цели «борьбы» взрослого таковы: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушать»; «Я докажу, что я сильнее и авторитетнее». Таким образом, детское упрямство порождает взрослое, и возникает конфликт.

Итак, понятно, какие чувства может испытывать взрослый при детском упрямстве. А что чувствует ребенок? Для этого родителям предлагается вспомнить себя в детстве, свои прежние чувства, воссоздать в памяти подобную ситуацию, когда чего-то хотелось, но не давали или запрещали. Важно, чтобы родитель проговорил вслух эти чувства, а после этого следует вернуться в настоящее время и разглядеть собственного ребенка. Родители не всегда понимают, что дети часто воспринимают «борьбу» с их упрямством, как «борьбу» с ними самими. При этом ребенок может переживать грусть, ненависть, обиду, жалость, злобу и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому, ударить его, сломать что-нибудь, убежать, спрятаться, заплакать. И это вполне естественно – это защитная реакция ребенка.

Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблему, которая звучит «Как с ним бороться?» следует переформулировать на «Как мне/нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?» В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Это объясняется психологической незрелостью некоторых структур мозга, нервной системы, несформированностью эмоционально-волевой регуляции у детей. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, чего он хочет. Иногда ребенок не может подобрать слова, чтобы точно выразиться, тогда взрослому нужно предложить возможный список желаний ребенка, чтобы тот мог выбрать что-то из перечисленного.

После того, как желание прояснилось (нет необходимости выполнять его сразу), нужно признать право ребенка на его желание. Когда мы чувствуем, когда кто-то признает и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком. Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует проговорить, когда и как это возможно, и обязательно определить «когда и как» конкретно. И конечно, договоренность с ребенком необходимо выполнить, иначе у него сформируется недоверие к взрослому. Безусловно, существуют невыполнимые желания: сложно остановить ветер, срочно вызвать лето и т.д. В таком случае можно поиграть с ребенком: придумать волшебную палочку, задуть ветер в коробочку, устроить дома лето – позагорать и искупаться.

 

Памятка для родителей

 

Как вести себя с упрямым ребенком?

  1. Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту.
  2. Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами.
  3. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами.
  4. Предоставляете ребенку право выбора.
  5. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство.
  6. Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство.
  7. Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он «отстал».
  8. Не забывайте хвалить ребенка.
  9. Не ведите «борьбу» с ребенком: взрослый и физически, и психически крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае; выстраивайте с ним разумное взаимодействие.
  10. Посвящайте ребенку больше времени и внимания, чаще играйте с ним.
  11. Помните: здоровый ребенок не может везде и всюду подчиняться родителям!

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: упрямый, поведение
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar