Записки психолога » Консультации» Для вас, родители

Родителям о ФГОС

Предмет регулирования федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – отношения в сфере образования, возникающие между участниками данного процесса при реализации образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализации программы. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

В основу стандартов дошкольного образования заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Психологической основой системы дошкольного образования является:

  1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Формируя определенный навык или умение, важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.
  2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок получает знания не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.
  3. Представление об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок:

- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; может выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, стараться разрешать конфликты;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в т.ч. игровую и учебную. Творческие способности также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности;

- подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может контролировать и управлять ими, развита крупная и мелкая моторика; развита потребность бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;

-способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающихся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Все вышеперечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Целевые ориентиры дошкольного образования – основа преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в образовательную организацию с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А образовательная организация опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Психологическая готовность к школе

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6-8 лет:

  1. Недостаточное речевое развитие, в т.ч. развитие речевой памяти.
  2. Неполные зрительно-пространственные представления.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
  4. Недостаточное развитие внимания.
  5. Недостаточное развитие произвольности поведения.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное поведение).
  9. Высокая утомляемость.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

 

 

 

 

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: психолог, консультация
Просмотров: 293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar