Записки психолога » Консультации» Для вас, родители

"Способы воспитания современных детей"

Какие они, современные дети?

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.

На них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На современных детей не действуют даже телесные наказания.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее важны, чем взрослые трудности для их родителей. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь. Они отчаянно борятся за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое.

Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «все по плечу» - и не утратят своих мечтаний о грядущем будущем.

Дети приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Если взрослые хотят воспитать в ребенке честность, доверие, откровенность и искренность они должны начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих непривычным.

Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей – общаться с ними!

Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения, с уважением относиться к их правам, открыто показывать детям свою любовь, позволять им учиться на естественных последствиях поступков, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как возможность внушить им уверенность в себе.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и к проблемам других людей.

Если дети замечают, что в попытках взрослых заставить их сделать что-то присутствует скрытый мотив, они упорно сопротивляютсяи при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если взрослые не выполняют своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить им вызов.

Поэтому, если родители постоянно сталкиваются с сопротивлением со стороны детей, первым делом нужно проверить свое поведение.

Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер… Вот тогда начинаются трудности и проблемы. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии.

 

Принципы воспитания современных детей

 

- Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!

Вы не должны говорить с высока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать на них авторитарными методами. Дайте детям возможность говорить о своих желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете удовлетворить тот или иной их запрос. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Дети достаточно открыты и сами расскажут о себе.

Если вы не честны со своими детьми, они поведут себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут.

- Предоставляйте детям свободу выбора!

Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений, предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

Но, в начале, вы должны «проигрывать» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то, произошло то-то. А как ты собираешься действовать в таком случае?». И то, что они будут делать, приблизительно совпадет с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать : «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, съедим по мороженному». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!

- Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

Вместо запрета лучше скажите своему ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случиться, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите : «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?». Вы должны вести себя именно так, в противном случае он устранится от общения.

Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации. Позвольте ребенку самому устанавливать границы действия, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете приятно удивленны, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

- Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это. Но если вы приказываете в диктаторском, авторитарном духе, то дети отстраняются от вас. Они не будут слушать и, более того, выдадут целый список причин для невыполнения ваших указаний. Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты мне окажешь помощь, а я сегодня очень устал». Сначала они подумают о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.

На просьбу ребенка вам лучше ответить: «Я должен подумать», чем сказать «нет» без промедления. Обычно у детей имеются достаточно веские причины желать чего-либо, и эти причины могут побудить вас пересмотреть ваш ответ. Гораздо лучше послушать все их доводы и затем тщательно обдумать, прежде чем ответить. Если вы говорите «нет», а потом уступаете, дети очень быстро усваивают это и впредь будут докучать вам до тех пор, пока не добьются своего. Это не означает, что вы должны давать им абсолютно все, чего бы они не захотели, но это значит четко определить для себя, что вы подразумеваете, когда говорите «да» или «нет» на их просьбу.

- Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

Больше разговаривайте с детьми. Старайтесь принимать участие в событиях вместе с ними, не пытаясь отговориться: «Я занят». Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», - ребенок поймет, что вам просто нечего ему сказать или что вы просто хотите от него отделаться.

Если вы заняты чем-то другим, то скажите «Мне нужно то-то сделать, это займет некоторое время». Большую часть времени дети открыты для сотрудничества с окружающими – правда до тех пор, пока вы не оттолкнете их, - тогда они уходят на «свою территорию».

Вы не сможете симулировать уважение в отношениях с ребенком. Вы должны быть искренни и являться примером для детей. Дети скорее заимствуют модели поведения взрослых, чем их слова. Если дети почувствуют в своих родителях неискренность, они отвернуться.

Дарите детям свое время, свое внимание, дарите им себя – это и есть любовь. Дети помнят важные моменты, когда вы были вместе, поэтому отдавайтесь им всецело всякий раз, когда только сможете.

- Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.

Избегайте порицания и криков по отношению к детям. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивы к вашим словам – и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением.

Слова и поступки взрослых, обращенные к детям, должны быть корректными и основанными на чувстве любви. Взрослые нередко действуют и разговаривают с детьми так, как будто не рады им. В этом случае дети воспринимают подобные обращения буквально так : «Я плохой, и меня здесь не ждали». И наоборот радостные приветливые слова интерпретируются ребенком следующим образом: «Я хороший, вокруг меня прекрасный мир, наполненный любовью». Такой взгляд поддерживает в ребенке веру в себя, подстегивает интерес к учебе и стимулирует развитие творческих способностей.

Как привить ребенку дисциплину

  1. Когда вы отдаете распоряжения, формулируйте их следующим образом : «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
  2. Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к какому-то занятию (например, к обеду) через 5 минут.
  3. Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора (например,вы можете предложить выбрать последовательность обеда и уборки игрушек).
  4. Всякий раз объясняйте детям, почему вы хотие, чтобы то или иное дело было сделано.
  5. Давайте им только одно занятие на определенный период времени, чтобы они не были перегружены большим количеством распоряжений.
  6. Вместе с детьми обсудите каковы будут ваши ответные меры на их плохое поведение. Например: «У тебя есть привычка разбрасывать свои вещи по дому, а я должна их собирать. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, как мне поступить, если ты не уберешь свои вещи в следующий раз?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.
  7. Выделите стул в тихом уголке для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отправлять детей просто в свою комнату, где полно игрушек, с которыми можно поиграть во время наказания. Когда время наказания закончиться, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.
  8. Если ребенок расшалился вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать.
  9. Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему натаций и не спорьте с ним: «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей не хорошо, я хочу, чтобы ты подумала о своем поведении».
  10. Вы можете завести карту со звездочками или график, где в течении определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. Это хороший способ контролировать поведение.
  11. Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…».
  12. Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Ваня, не хорошо ходить дома в уличной обуви. Ты можешь мне показать, что нужно сделать?» Ваня снимает ботинки и одевает тапочки. «Спасибо, ты молодец».
  13. Дети более восприимчивы и лучше реагируют, если дома соблюдается режим, и они в одно и тоже время едят, играют, ложатся спать.

Старайтесь быть последовательными, даже когда вы чувствуете , что у вас нет сил и вы теряете терпение. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому, что эти правила постоянно меняются.

Положение о наказаниях и поощрениях

  1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».
  2. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
  3. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
  4. Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ОСКОРБЛЕНИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ.

 

| Добавил: marisolca | Теги: воспитание, современные дети
Просмотров: 306 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar