Записки психолога » Консультации» Для вас, родители

"Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка"

Дети дошкольного возраста в связи с отсутствием «фильтра» приема информации пассивно поглощают все то, что воздействует на них с экрана. В отличие от взрослых они не могут игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

По данным за 2016 год, от 20 до 40% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы – неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

- заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;

- внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;

- подражание – следовать примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевая собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности. Популярность набирают современные мультфильмы, поэтому остановимся на анализе их влияния.

Мультфильмы как основа для игры

Масштабное исследование влияния мультфильмов на дошкольников (в нем участвовали 60 детей) было проведено в 2012 году сотрудниками центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. Исследователи в течение недели наблюдали за игрой детей после просмотров мультфильмов. Результаты показали, что дети часто в своих играх используют атрибуты мультипликационных ролей (украшение одежды, изменение прически, использование кукол-персонажей). Несмотря на это в ходе эксперимента с мультсериалом «Смешарики» авторы выявили, что дети в свободной игре с игрушками-персонажами из этого мультфильма не использовали его сюжеты.

Почему же такой популярный детский мультфильм не стал основой сюжетной или ролевой игры дошкольников? По мнению сотрудников центра, одна из причин заключается в характеристике самих игрушек (игрушки «смешарики» напоминают мяч: круглые, упругие, мягкие – 100% детей опробовали данные игрушки именно как мяч), а другая – лежит в особенностях содержания мультфильма и способе его предъявления детям дошкольного возраста. К таким особенностям следует относить:

- слишком высокую скорость предъявления видеоряда;

- отсутствие сюжетных пауз для осмысления происходящего;

- избыточную много серийность продукта, что усложняет запоминание сюжета;

- расхождение возрастной адресации образа героя, содержания его речи и контекста его деятельности;

- несоответствие сюжетов и реальной жизнедеятельности дошкольников, их избыточная для детей сложность;

- обилие спецэффектов, которые закрывают смысл происходящих событий и затрудняют восприятие сюжета.

Эти характеристики большинства как отечественных, так и зарубежных современных мультфильмов осложняют восприятие и понимание того, что ребенок видит на экране, затрудняют разворачивание полноценной игровой деятельности детей на основе или по мотивам мультипликационного фильма. Таким образом, осуществляется всего лишь просмотр ради просмотра.

Влияние мультфильмов на эмоциональную сферу детей

Следующий вопрос – безопасно ли смотреть современные мультфильмы?

Быстрые – с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к родителям и педагогам. Яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.

Таким образом, можно утверждать, что мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка.

 

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка

Сцена

Последствия просмотра

Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного вида вред другим героям

Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям

Плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения что хорошо, а что плохо

Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми

Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни

Опасные примеры поведения. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью

Герои транслируют несвойственные их полу поведение, смешение гендерных ролей

Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение половой идентичности

Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми или младшими, наносят вред животным и природе

Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками

 

Защита детей от нежелательной информации

Конечно же, родители не всегда могут оградить ребенка от нежелательной для него информации, транслируемой по телевизору. На государственном уровне своеобразным помощником родителей выступает федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010г., поправки – 2012г.) Согласно данному закону, все продукты средств массовой информации (программы, фильмы, мультфильмы, реклама, журналы и др.) в обязательном порядке должны содержать данные о возрастных ограничениях. Приведем текст статьи закона, которая посвящена именно дошкольному возрасту: «К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)».

Также законодательство выделяет ту информацию, которая полностью запрещена для распространения среди детей (маркировка «18+»):

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, суициду;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (иди) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера.

В целом этот закон действительно способен помочь взрослым в выборе мультфильмов, которые можно демонстрировать детям того или иного возраста. Но, к сожалению, он содержит и ряд двойственных моментов. К примеру, остается непонятным, кто должен проводить экспертизу продукта, т.к. в тексте закона даются два объяснения: либо специалист, обладающий соответствующими знаниями в области возрастной психологии, педагогики, физиологии, детской психиатрии, либо «производитель продукта», что, несомненно, предполагает совершенно другой уровень анализа. Ситуацию усугубляет и то, что по телевизору почти все мультфильмы маркированы знаком «6+», «12+». Мультфильмы, которые разрешены к просмотру детям дошкольного возраста («0+») можно встретить не часто. В этом случае родителям самостоятельно нужно подбирать мультфильмы для своего ребенка-дошкольника.

В заключение отметим, что зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка. Взрослым необходимо обсуждать с детьми содержание просмотренных мультфильмов, проговаривая события и поведение героев. Такое общение сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.

 

 

| Добавил: marisolca | Теги: дети, телевизор
Просмотров: 402 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar